В минувшие выходные в Уфе прошла премьера иммерсивного шоу «Соучастие» и сейчас я расскажу, почему вам не стоило его посещать.
Что вообще такое — «иммерсивное шоу»?
«Отсутствие зрительного зала, благодаря чему зритель полностью погружен в атмосферу. Необычные локации — многоэтажный особняк, заброшенная лечебница … У каждого персонажа своя история, но все они сплетены так, что, наблюдая за одними событиями или героями иммерсивного представления, зритель может с легкостью переключиться на других героев и на происходящие с ними события. Именно поэтому, приходя на шоу второй или третий раз, зритель сможет открыть для себя новые истории или обнаружит новые сплетения сюжетов и судеб героев шоу, которые развиваются в представлении.»
Последнее предложение к «Соучастию» никак не относится, тут за одно прохождение вы узнаете сразу всё, повторное посещение просто не нужно. Театральное представления в необычном месте, с несколькими актерами и иллюзией выбора — вот, что такое «иммерсивное шоу» в Уфе.
Создателями шоу выступил довольно известный в городе театральный проект «the ТЕАТР». Судя по описанию с официального сайта, каждый, кто станет Соучастником зрелища-квеста, получит возможность сделать собственный выбор в решении одной из проблем человечества — будь то растущие мусорные острова, или токсичная суть общества потребления, или самоидентификация человеческой особи на фоне приближающейся роботизированной эры.
Цена билета — 700 рублей во время предпродажи и 1000 рублей — в день представления. Это… дорого. И что самое смешное — люди, которые готовы заплатить эти деньги, не узнают в «Соучастии» ничего нового. Планета загрязнена? Корпорации используют детский труд? Спасибо, Америка давно открыта. А люди, которые не в курсе этих проблем, никогда не заплатят 1000 рублей за сомнительное представление с непонятными перспективами.
Для участия очень рекомендовали иметь установленный Telegram на телефоне. Для чего же он был нужен? Зрителям приходили увлекательные послания? Интересные задания? Информация, которая повышала эффект присутствия? Нет, просто во время игры изредка присылали видеоролики, которые в любом случае не было возможности смотреть во время представления, а после это было просто не интересно. В конце еще пришел финальный ролик — от создателя всего этого шоу, вот и все. Зачем было так все усложнять и просить зрителей устанавливать Telegram, если все равно не получилось адекватно вплести его в канву повествования?
Вот, что написано на официальном сайте шоу:
«Соучастие — это иммерсивный опыт, в котором ТЫ предоставлен сам себе. Выбери свой маршрут перемещения, взаимодействуй с артистами и вкладывай игровую валюту. Определи свою сторону и стань Соучастником.»
И все это не совсем правда. «Выбери маршрут…» — а на что повлияет мой выбор? В конечном итоге, каждый зритель смотрит четыре одинаковых сценки, ничего же не меняется! «Взаимодействуй с артистами» — зрители могут изредка отвечать на вопросы и задавать вопросы, всё. Это все взаимодействие. «Вкладывай игровую валюту» — это самая бессмысленная часть, в духе «Вам понравились наши услугу? Заполните анкету!». «Определи свою сторону» — как? Нам ведь не дали и эту возможность.
Самое время разобрать все подробно.
Я очень удивился, но гардероб был забит, ожидал, что зрителей будет куда меньше.
Было четыре сценки, с четырьмя проблемами современного мира. У каждого зрителя было по пять купюр. После шоу каждый мог заплатить этими купюрами за ту проблему, которую он считал наиболее значимой и достойной скорейшего решения. И все. Потом может объявят, какой вариант набрал больше всего голосов, простите — «купюр».
Вот такой набор был у каждого участника. У каждого. Пройдем по порядку.
«Брось игральную кость?» Да, кость была, но бросали ее всего один раз и всего один человек из команды, в которой было около 20 участников. Всё, остальные НИКАК и ни на что не влияли. Круто, да? Игра, в которой вам нельзя принимать решения.
«Найдите выпавшее число на карте» — во-первых, карта не очень удобна. Во-вторых, нас всех буквально водили за ручку, даже число искать не пришлось, нас просто отвели в нужное место.
«Проложи маршрут» — нет, нас отвели, ничего не нужно делать.
«Повтори» — нет. Просто перейди в следующую комнату. Даже не ищи ее — тебя туда опять отведут.
«Только по итогу прохождения 4 игр…» нет же. Это не игры, в играх участники важны, они имеют значение, они принимают решения!
Ну и в финале просто — «продолжительность каждой игры 2,5 часа», всего 4 игры, полное прохождение якобы занимает 10 часов? Конечно нет, это просто недоработка создателя брошюры, которую решили не переделывать. Ну, вы знаете, «Это Уфа, нам плевать(с)».