Уличное искусство есть в каждом крупном городе и, в зависимости от целей и намерений своего создателя, оно может как изуродовать окружающее пространство, так и прославить его на весь мир. Уфимский стритарт, к счастью, идет по второму сценарию, распространяясь по интернету и многочисленным пабликам. Сегодня мы пообщаемся с одним из самых известных стрит-арт художников Уфы — Олегом Кайбышевым — о его новых проектах, планах на будущее и «Пункте приема желаний».
«Пункт приема желаний» оправдал ожидания?
Оправдал. Он работает. Иногда прохожу или проезжаю мимо и вижу, как люди прикладывают руку и загадывают желания.
Не планируется ли создать подобные пункты и в других арках города?
Не люблю рассказывать о планах.
Администрация Уфы легко идет на сотрудничество или приходится все долго согласовывать?
По-разному. В случае с аркой мне даже выделили в помощь работников ЖЭУ.
Что за новый проект «Птицы»?
«Птицы» — это не совсем новый проект. И он не о птицах. Он, о месте человека в нашем мире. Он, о свободе и ограничениях. Ведь все мы живем либо в бетонных клетках, либо в отдельных (возможно очень добротных) скворечниках. Все мы живем в рамках общественных норм и собственной совести.
На данный момент известно о работах «Ты король своего времени» и «Держись», а сколько всего будет работ?
Еще есть рисунок на лестнице, возле завода Магнитрон.
А первой уличной работой из этого проекта можно считать рисунок, сделанный в рамках проекта «Уфимский кремль» весной 2014 года.
Сколько их будет всего — неизвестно. Пока я чувствую потенциал этого визуального образа и пока мне это интересно, будут появляться новые. И кстати, этот проект включает в себя еще и холсты. И первым холстом можно считать работу «Правда заключается».
Можно узнать где они расположены?
Конечно, это не секрет. Перекресток Пархоменко и Кировоградской, двадцатиэтажки на Проспекте, ДК в селе Ташбулат Абзелиловского района.
Вандалы работать не мешают?
К слову о вандалах: когда я рисовал первую работу этого проекта 2 года назад, был случай. Рисовал я ее несколько дней, сначала общие пятна, потом детали. И вернувшись утром, увидел, что посреди большого белого прямоугольника написано маркером «Психея». Мне это показалось концептуальным, ведь здесь я хотел нарисовать птицу и распахнутую клетку. И хоть я и не фанат этой группы, решил не закрашивать. И в итоге эта надпись очень хорошо вписалась в композицию рисунка. И что меня еще больше удивило, постепенно чернила начали выцветать, и спустя некоторое время надпись исчезла. Вот так вот. Клетка-то открытая была. Выпорхнула душа.
Заметно, что в «Птицах» есть также мотивы из «Пункта приема желаний», совпадение?
Как я уже говорил, этот проект о свободе и ограничениях. А космос — это абсолютное воплощение отсутствия ограничений. Он заключен в круг, словно в окуляре подзорной трубы, и помещен на место циферблата часов с кукушкой. Это показывает, как мы заключаем бескрайнее время в суточный цикл и помещаем в решетку календаря.
Птицы делаются по согласованию с городом — или как «Привет!» на Театре Кукол?
Я думаю, не стоит отвлекать чиновников по таким мелким вопросам. У них своя работа есть. Разве что согласование поможет сохранить эти рисунки от «бафа» (закрашивания), коему подвергся тот самый «Привет». Но это не является моей целью. После того как «Привет» закрасили, люди не перестали его видеть. Он так же ежедневно улыбается тысячам уфимцев.
Планируются ли в будущем еще работы в духе «Черепашек ниндзя» или «Привет»?
Да, есть эскизы. Но хочу, чтобы на память осталась не только фотка на мою мыльницу, но профессиональное фото и видео. Тут стоит упомянуть, что в мире очень развит граффити-хантинг. Помню, когда мы с Аудисом рисовали матрешку в Подмосковье, я написал совершенно незнакомому человеку — граффити-хантеру — и он нашел время приехать из центра за МКАД, чтобы снять наш стритарт-объект. А учитывая московский ритм жизни, это можно считать фанатизмом.
Если сейчас эту статью читает такой же фанат стритарта и, по совместительству, мастер фотографии или операторского дела, то прошу написать мне. Будет много интересного.