«Я превратилась в законченного пессимиста»: люди с ограниченными возможностями о домашнем обучении

Опубликовано 16 февраля 2016 в 20:22
0 0 0 0 0

Доступная среда. Как часто слышим мы эту фразу в повседневной жизни? Вот уже появились кнопки вызова перед аптеками, поликлиниками и учебным учреждениями и, казалось бы, в повседневной жизни людей с ограниченными возможностями начали происходить перемены в лучшую сторону. Теперь те, кто когда-то не мог представить свою жизнь вне дома и больницы, учатся в инклюзивных классах, поступают в ВУЗы и без проблем трудоустраиваются. Но, к сожалению, наше общество пока находится в самом начале данного пути, и где-то на обочине жизни остались парни и девушки, которых данные изменения не коснулись вовсе или коснулись не в полной мере. Эти ребята на себе прочувствовали, каково это — быть Другими.

В социальной сети В Контакте мы отыскали семь юношей и девушек из Уфы, Владимира и Москвы. Обратившись к их жизненному опыту, мы узнаем, как выйти из сумрака после нескольких лет обучения на дому и как после него привыкнуть к существованию в обществе. Сегодня мы представим вам четверых героев из Уфы. Еще трое расскажут о себе на будущей неделе во второй части материала, где мы также представим экспертное мнение психолога об инклюзивном обучении.

Денис. 17 лет. Ученик. Лейкоэнцефалопатия. Уфа.

Расскажи, по каким причинам ты начал обучаться на дому? Была ли возможность посещать обычные уроки в школе или тебе, действительно, было не до школьных занятий в тот период времени?
Я начал обучаться дома дистанционно для того, чтобы мне было проще, чтобы я не мучился, чтобы родителям было спокойнее.

Ты до определенного возраста ходил в обычную школу. Сейчас, сравнивая свои отношения с учителями «до» и «после», можешь ли ты сказать, что к «особенным» детям преподаватели относятся по-особенному?
Хороший вопрос. Да, и это очень здорово. Хорошие отношение, интерес к ученику(це), куда он пойдёт дальше учиться, работать, какие планы на будущее он или она готовит. Да и ещё поддержка есть крепкая от учителей.

Расскажи о расписании, в каком режиме вы занимаетесь? Много ли у тебя свободного времени? Сколько предметов ты изучаешь?
Уроки обычно в разброс на день (и утром, и днем), по 40 минут. Да много. 14 предметов.

Какие предметы даются тебе хуже всего? Чем это вызвано: недостаточным качеством преподавания, собственными способностями или другими причинами?
Геометрия, алгебра, физика, химия. Собственными способностями, все-таки не каждому такие предметы даются.

Ты, вероятно, уже задумывался о своём будущем. С чем ты хочешь связать свою жизнь? Мешает ли твоё заболевание каким-либо образом своим планам? Ты уже присмотрел ВУЗ? Каким характеристикам должно соответствовать учебное заведение, чтобы ты чувствовал себя в нём комфортно?
Присматриваюсь, определяюсь, с чем конкретно связывает меня. Нет, не мешает, и не будет мешать, если заниматься собой. Думаю, так же, как и моя школа.

Тебя уже начали готовить к ЕГЭ? Стоит ли перед тобой и твоей семьей вопрос о сдаче экзаменов в щадящем режиме?
Уже с прошлого года готовят к нему. Нет, не стоит, я буду сдавать, как и все. Главное, не волноваться.

Представь, что ты стал обучаться на дому, а не по скайпу, как ты делаешь это сейчас. Было бы у тебя больше шансов на поступление в ВУЗ?
Я не вижу разницы в том, на дому обучатся или дистанционно, так что у меня шансы в любом случае велики.

Общаешься ли ты со своими, так сказать, виртуальными одноклассниками? Поддерживаешь ли ты отношения со старым классом? Можно ли сказать, что надомное обучение синоним одиночества?
Виртуального класса у меня нет, не всем хочется общаться, может, кто-то зациклен на болезни и т.д. А так есть только знакомые сверстники со школы, со старым классом поддерживаю отношения (друзья приходят ко мне и т.д.). Нет, конечно, мне не одиноко.

Ты заболел уже в сознательном возрасте, сильно ли изменилось твоё мировоззрение после этого? Как ты считаешь, достаточно ли хорошо наше общество относится к инвалидам?
Нет, у каждого своя участь, с каждым может произойти что угодно. Считаю, что хорошо, мир не без хороших людей.

Если бы для тебя были созданы специальные условия, чтобы ты, несмотря на проблемы со здоровьем, мог вернуться в обычную школу, ты бы вернулся? 
Нет, мне бы было уже тяжело от спроса учителей в обычной школе и психологически привыкать к ещё одному классу нет желания.

Чего ты ждёшь от будущего?
Благосостояния, спокойствия, здоровья, счастья.

Настя. 20 год. ЧМТ. Студентка. Уфа.

Расскажи, по каким причинам ты начал обучаться на дому? Была ли возможность посещать обычные уроки в школе или тебе, действительно, было не до школьных занятий в тот период времени?
На дому я начала обучаться в связи с тем, что не могла усидеть на уроках из-за травмы. Мне в тот период времени нельзя было посещать занятия, т.к. у меня была пробита голова.

Я знаю, что ты обучалась на дому, а затем перешла в дистанционный класс, ощутима ли разница между этими двумя режимами обучения? Какой, по твоему мнению, лучше?
Да, есть разница, т.к. на дому приходили учителя, а дистанционно я занималась сама, и при этом по скайпу ко мне на связь выходили все учителя и объясняли материал!

Всегда ли учителя понятно объясняют? Проводят ли они дополнительные занятия по сложным темам?
Они очень помогают проходить материал. Да проводят, если ученик не понял материала и не смог разобраться сам с темой.

Представь, что ты продолжила обучаться на дому, а не перешла в дистанционный класс после 8 класса. Было бы у тебя больше шансов на поступление в ВУЗ?
Я думаю, что нет, меньше шансов было бы! А наша 54 школа—самая лучшая в Уфе! Улучшение медицины и поддержка классных учителей, и, конечно же, ребят по классу!

Расскажи о расписании, в каком режиме вы занимались? Много ли у тебя было свободного времени?
Времени было мало.1-Алгебра, 2-Физика, 3-География.

Посещала ли ты какие-либо кружки или развивалась своими силами из-за невозможности или нежелания выбираться из дома?
Я посещала вокал и даже выступала.

Поддерживаешь ли ты отношения со своими одноклассниками и общалась ли ты с ними вообще? Можно ли сказать, что надомное обучение приведет к одиночеству, а оно превратится в неспособность в дальнейшем жить с социумом?
Да, я поддерживаю общение с одноклассниками, и вообще с ребятами в школе! Нет, нельзя такого сказать, потому что дома тоже общаешься с ребятами, но не видишься каждый день, а разговариваешь по скайпу.

Ты помнишь себя до того момента, как заболела? Как ты считаешь, болезнь как-то повлияла на твоё мировоззрение?
Да, я себя помню, я была веселая, жизнерадостная и просто счастливая, но, увы, мое детство осталось в прошлой жизни.

Если бы для тебя были созданы специальные условия, чтобы ты, несмотря на проблемы со здоровьем, могла вернуться в обычную школу, ты бы вернулась?
Я думаю, не вернулась бы, потому что меня избегали одноклассники!

В твоём ВУЗе обучаются люди с ОВЗ? Вообще, как ты считаешь, созданы ли в нём условия для людей с инвалидностью?
Да, в моем вузе обучаются люди, с такой болезнью, я считаю, что созданы!

Какие предметы давались тебе хуже всего? Чем это вызвано: недостаточным качеством преподавания, собственными способностями или другими причинами?
Я думаю, что всему виной ограничение здоровья, потому что, если бы люди были здоровы, то не было бы проблем!

Учителя не отговаривали тебя от сдачи ЕГЭ? Как проходил экзамен?
Нет, не отговаривали от экзамена, а даже поддерживали, и говорили, чтобы я не нервничала! Для меня было важно сдать все экзамены.

Что, по-твоему, необходимо улучшить в системе образования, чтобы людям, имеющим проблемы со здоровьем, стало проще?
Чтобы учителя относились нормально и чтобы люди, имеющие проблемы со здоровьем, могли ходить или ездить в школу даже те, что передвигаются на колясках.

На данный момент, где ты обучаешься?
На данный момент меня отчислили.

Ты собираешься восстанавливаться или же будешь поступать в другое место?
Да, я собираюсь восстанавливаться, потому что мне нужно высшее образование.

О чем ты мечтаешь?
О счастливом замужестве, чтобы муж любил и уважал. И чтобы наши дети были самые счастливые. И ещё мечтаю поскорее выздороветь. Очень мешает моя болезнь.

Алёна. 21 год. Заболевание опорно-двигательной системы. Студентка. Уфа.

Расскажи, по каким причинам ты начала обучаться на дому? Была ли возможность посещать обычные уроки в школе или тебе, действительно, было не до школьных занятий в тот период времени?
У меня генетическое заболевание, я обучалась на дому с 1-го до 9-го класса, после чего мне предложили продолжить обучение в дистанционном центре. Нет, не думаю, что я смогла свободно передвигаться по школе, из-за отсутствия лифта, к тому же, я быстро утомлялась.

Ощутима ли разница между этими двумя режимами обучения?
В целом разница только в том, что тебе не приходится открывать двери перед учителями.

Сейчас, сравнивая свои отношения с учителями в старой и новой школе, можешь ли ты сказать, что к «особенным» детям преподаватели относятся, действительно, по-особенному?
Я думаю, мне дико повезло, и в старой, и в дистанционной школе меня учили замечательные люди. Могу сказать, что до 10 класса я пребывала в состоянии какой-то полной уверенности в себе и своих силах, меня всегда поддерживали, хвалили.

Мешает ли твоё заболевание каким-либо образом твоим планам?
Конечно, глупо полагать, что «если бы, да кабы», но мне кажется, моя жизнь была бы совершенно другой, если бы здоровье в определенный момент не решило, что оно самое главное в моей судьбе. В том числе, я бы не выбрала свою специальность.

Когда пришло время готовиться к ЕГЭ, как повели себя учителя? Известно, что некоторые любят запугивать подростков, почувствовала ли ты, что тебя запугивают больше, чем остальных?
Мой уровень знаний был не самым высоким, хотя я никогда не была троечницей, и это настораживало. Никто не отговаривал от ЕГЭ, у меня третья группа инвалидности, я не могла рассчитывать на то, что поступлю куда-либо с минимальным количеством баллов. Учителя пошли навстречу и стали заниматься со мной дополнительно. Мне рассказали о «подводных камнях» ЕГЭ.

Какие предметы давались тебе хуже всего?
Я, действительно, слишком слаба для точных наук.

Поддерживаешь ли ты отношения со своими одноклассниками и общалась ли ты с ними вообще? Можно ли сказать, что надомное обучение приведет к одиночеству, а оно превратится в неспособность в дальнейшем жить с социумом?
Да, с двумя одноклассниками из старой школы, но мы с ними сдружились, благодаря социальным сетям, а не учителям. Ещё общаюсь и с ребятами из дистанционного центра. Я определенно против надомного обучения.

Если бы для тебя были созданы специальные условия, чтобы ты, несмотря на проблемы со здоровьем, могла вернуться в обычную школу, ты бы вернулась?
Даже не думая, конечно, я мечтала об этом вплоть до 11 класса.

Ты помнишь себя до того момента, как заболела? Как ты считаешь, болезнь как-то повлияла на твоё мировоззрение?
Да, смутно, но помню, я из оптимиста превратилась в законченного пессимиста вроде Вуди Аллена и это прискорбно.

Считаешь ли ты, что надомное обучение—не самый лучший вариант для ребенка, подростка? А и инклюзивное образование, как раз то, что доктор прописал?
Да, конечно, есть дети, которые не встают с постели, так что создать условия для их обучения…очень сложно. Но взрослые должны сделать всё, чтобы, хотя бы в выпускных классах подросток контактировал со сверстниками, это необходимо, у меня очень много сожалений касательно моего прошлого. Если бы я могла учиться со всеми, я бы училась, даже если бы не могла завести друзей в коллективе. Потому чувствовать себя «так себе» в классе, где тебя, возможно, поддразнивают, куда лучше, чем чувствовать себя «так себе» в домашнем инкубаторе.

Представь, что ты стал обучаться на дому, а не по скайпу, как ты делаешь это сейчас. Было бы у тебя больше шансов на поступление в ВУЗ?
Думаю, без дополнительной помощи было бы очень мало, если бы они вообще были.

Как проходила сдача ЕГЭ? Когда ты выбирал, куда поступать, что для тебя было важно?
Меня и ещё троих одноклассников посадили в отдельный класс, нам предоставили дополнительно где-то полтора часа времени, у меня в то время скакало давление, так что я вспоминаю те дни с содроганием. Я знала, что не смогу учиться очно, поэтому как таковых требований не было, но вообще хотела, чтобы в здании был лифт(если бы он был, я бы, может и рассматривала очку).

По-твоему с чем связаны основная проблема инвалидов касательно их трудоустройства? Только ли ограниченные возможности здоровья всему виной?
Не знаю, насколько верна моя точка зрения, но ребята с инвалидностью, которые учатся на дому и ребята, которые учатся в специализированных интернатах или в школах, будто бы, очень отличаются. Последние больше приспособлены для жизни в обществе, с ними не сюсюкают так, как с первыми. Хотя я могу ошибаться. Я уже рассказала про то, как проходила практику—это одновременно интересный опыт и ужасное воспоминание, пропитанное стыдом. Я видела инвалидов с куда большими проблемами со здоровьем, но они, являясь выпускниками интернатов и инклюзивных классов, проявляли себя так, что здоровые об этом могли только мечтать. Так что дело совсем не в здоровье, а в желании человека проявить себя. Я думаю, инвалиды должны больше вникать в производственные и практические вопросы, а не теоретические, тогда и работодатели будут видеть в них профессионалов, а не тех, кто ждет поблажек. Но в этом их должны поддерживать психологи и преподаватели с самого начала.

Как ты считаешь, достаточно ли хорошо наше общество относится к инвалидам?
Я лично не сталкивалась с плохим отношением, мои одногруппники ко мне очень добры, они не задают лишних вопросов, преподаватели тоже. Что касается общества в целом, вопрос довольно сложный. Мне кажется, люди недооценивают инвалидов в части, когда дело касается общения с ними. Только общаясь, человек развивается, чем меньше он контактирует с людьми, тем сложнее ему ориентироваться в жизни и на работе. С одной стороны, люди проявляют понимание и это здорово, но с другой, им легче тихо сказать инвалиду-«дай я сделаю то и это сам» или «подойди к нам позже», чем помочь ему и научить чему-то и принять на работу.

То есть дело в том, что инвалидам нужен наставник, который бы создал для них условиях, после чего отпустил бы их в свободное плавание?
В моём понимании—да. Когда ты на протяжении всей жизни контактируешь с ограниченным кругом людей, ты просто не осознаешь того, что с тобой что-то не так. Я почувствовала это на себе, когда проходила учебную практику. Куда делать моя коммуникабельность и уверенность в себе? Появилось совершенно незнакомое мне блеющее существо, у которого всё валится из рук.

Что, по-твоему, необходимо улучшить в системе образования, чтобы людям, имеющим проблемы со здоровьем, стало проще?
Во-первых, в каждом вузе должен быть лифт. Во-вторых, в каждом городе миллионнике должен быть хотя бы один ВУЗ, которые бы специализировался на обучении людей с инвалидностью, как это делает Московский государственный гуманитарно-экономический университет. В-третьих, было бы здорово, если бы по городу пустили автобус для инвалидов, потому что, если ты даже и поступил в институт, где есть пандусы и лифт, тебе до него ещё надо добраться, желательно, добраться без травм. Надо помнить, что инвалид часто ходит с сопровождением и часто сопровождение—это мама или бабушка, которые, по определению, существа достаточно слабые.

Кристина.20 лет. ДЦП. Студентка. Уфа.

Расскажи, по каким причинам ты начала обучаться на дому? Была ли возможность посещать обычные уроки в школе или тебе, действительно, было не до школьных занятий в тот период времени?
К сожалению, я с детства не могу ходить, поэтому возможность получать образование имею только на дому. С первого по восьмой класс ко мне ко мне домой приходили учителя, но это не давало возможности общаться со сверстниками, а также у меня не было возможности проявить себя где-то, допустим, на конкурсах, как это могут обычные, старательные ученики в школах. Поэтому на дому всё зависит только от тебя и от родителей, т.к. ответственных, требовательных учителей, которые ходят постоянно к таким ученикам, очень мало.

Ощутима ли разница между этими двумя режимами обучения? Какой, по твоему мнению, лучше?
В 2010-м году моя мама узнала про Городской центр дистанционного обучения, который находятся у нас в городе. Когда я стала обучаться в новой школе, у меня появилась возможность больше проявлять себя: я стала получать больше знаний, принимать участие во всероссийских конкурсах, где одерживала победу, и наконец-то у меня появилась возможность общаться. Помимо школы с помощью интернет технологий появилась возможность без выезда из дома участвовать в школьных мероприятиях. Однажды даже благодаря коллективу центра был новогодний утренник прямо дома. Поэтому на ваш вопрос о том, что лучше, безусловно дистанционка, т.к. это возможность не только нормально учиться, но и бывать на внешкольных мероприятиях.

Представь, что ты продолжила обучаться на дому, а не перешла в дистанционный класс. Было бы у тебя больше шансов на поступление в ВУЗ?
Думаю, что нет, потому что знания, которые дают дома не такие сильные, а, точнее, очень слабые. Если бы и была такая возможность, только если бы мне нанимали репетиторов.

Всегда ли учителя понятно объясняют? Проводят ли они дополнительные занятия по сложным темам? 
Когда, по крайней мере, я отставала, мне говорили: «Кристина, мы отстаем, читай сама …»

Мешает ли твоё заболевание каким-либо образом твоим планам?
С далекого 9–го класса мечтаю стать психологом, но как раз из-за заболевания у меня проблемы с речью, поэтому не получилось сразу поступить туда, куда хотела. Но, несмотря на это, я учусь на юриста, хоть это не совсем мне по душе, я стараюсь учиться. И стараюсь не думать о своей болезни. И не теряю надежд получить второе высшее образование — уже психолога.

Что, по-твоему, необходимо улучшить в системе образования, чтобы людям, имеющим проблемы со здоровьем, стало проще?
Если говорить о системе образования РФ в целом, то, к большому сожалению, нужно улучшить систему ВУЗов, в которых есть возможность получать образование инвалидам, хотя бы до того уровня, как смогли улучшить школьное. Чтобы у них появилась возможность получать обычное образование.

Учителя не отговаривали тебя от сдачи ЕГЭ? Как проходил экзамен?
Насчёт ЕГЭ: я сдавала только основные предметы. Экзамен проходил у меня дома. Приходила комиссия из 5 человек, также было видеонаблюдение, в общем, всё, как у всех.

Считаешь ли ты, что надомное обучение — не самый лучший вариант для подростка, а инклюзивное образовани — как раз то, что доктор прописал?
По своему опыту скажу, что на данном этапе развития образования лучшим является дистанционное обучение.

Поддерживаешь ли ты отношения со своими одноклассниками и общалась ли ты с ними вообще? Можно ли сказать, что надомное обучение приведет к одиночеству, а оно превратится в неспособность в дальнейшем жить с социумом?
Я общаюсь только с ребятами с дистанционной школы, своих одноклассников из старой школы я не знаю. А вообще я общаюсь не только со сверстниками, но и с учителями. Вот уж не знаю, что во мне такого, но моим учителям и мне было трудно расставаться друг с другом и поэтому мы стараемся общаться. Когда твои возможности позволяют только учиться, то, наверно, готов перетерпеть одиночество, а вообще, если есть возможность посещать учебное заведение, то лучше перетерпеть адаптацию, то как воспримут тебя, но ходить, потому что самому учиться нереально сложно. Если бы у меня была такая возможность я бы без колебаний ходила, пусть бы и на заочке училась.

У тебя проблемы с опорно-двигательной системой, когда последний раз ты выбиралась куда-либо, кроме медицинских учреждений и пресловутых поездок за город к родственникам?
Последний мой выход в общественные места был в 15 лет в цирк братьев Запашных. Сейчас моим родителям стало трудно возить меня куда-либо, так как я с годами расту.

Автор: Лена Ким

0 0 0 0 0

Объект желания. 14 предметов для любви
12 февраля 2016
Вконтакте
facebook