Бизнесмен и наш колумнист Виталий Куринов сегодня расскажет, как начать добиваться успеха в этой жизни без влиятельных родителей и посторонней помощи…
К окончанию школы у меня стоял выбор — куда направиться дальше? Я хотел поступить на экономический факультет, но в силу ряда обстоятельств, сделать этого не удалось, так что пришлось изменить планы и попробовать получить независимость от родителей: начать учиться в школе МВД, жить в казарме и получать стипендию. Как оказалось, это тоже не так-то просто… Чтобы попасть в школу МВД надо было за 6 месяцев сдать кучу письменных тестов и море физических упражнений. Например, мы бегали на морозе кросс в 3 километра в парке Победы, а после стометровка и подтягивания и вот это все в зимней одежде, при -30°C. В итоге, я прошел все тесты, но, как говорится, не завез «КАМАЗ картошки». Или 2 фуры леса, на строительство школы МВД. Так что, когда я получил направление и сел сдавать тест на профессиональную пригодность, то набрал 168 баллов из 190. У парня рядом было 102 балла, еще один товарищ просто не успел ответить на все вопросы. Но в итоге они поступили, а я нет, напомню на дворе был 2002 год. Так что с МВД не получилось, но я сдал экзамены и поступил на юридический факультет БГУ и сделать это оказалось гораздо проще, чем я думал.
Жизненный урок — не стоит думать, что проблема непреодолима. Просто начните ее решать и все получится.
Семья у меня была обычная, небогатая. Отец в то время из армии уже уволился и начал заниматься бизнесом, но времена были непростые, так что с финансами было тяжеловато. Я поступил на юридический факультет, а моими сокурсниками в основном были представители золотой молодежи. У них были свои автомобили, а мне давали минимум карманных денег, которых хватало только на проезд до университета. Приходилось придумывать различные способы, чтобы не тратить деньги на троллейбус и экономить их на обеды, или на дискотеку в конце недели. Мы с друзьями даже сделали поддельные студенческие билеты курсантов школы МВД, время от времени кондуктора принимали их за настоящие и возили нас бесплатно.
Так я преодолел первый курс и решил, что пришла пора как-то начинать зарабатывать. Сначала я устроился рекламным агентом на радио «Серебряный дождь». Радио было не из списка лидеров и найти клиентов было серьезной проблемой, но мне это удалось. Как-то раз я пришел в один коммерческий ВУЗ и попал к проректору, который отвечал за рекламу. Он спросил: «Зачем мне давать рекламу на Серебряном дожде, разве его слушают студенты?». Я ответил, что студенты может и не слушают, а вот их родители вполне. Так я сумел его убедить и заработал свои первые агентские 1200 рублей. К сожалению, с «Дождем» все было непросто, я смог продать еще пару размещений, но радио вскоре закрылось. Нужно было что-то делать. К счастью, в то время мне как раз достались в наследство жигули, а мой друг, занимающийся своим делом по шлифовке паркета попросил о помощи…
Чтобы вы понимали: машинка по шлифовке паркета массивная и громоздкая! Весит около 80 килограммов, огромный шнур, который подключают к распределительному щитку, шумит невероятно! Напарник друга ушел в длительный запой и поначалу моя работа состояла в том, чтобы держать шнур этой машины, чтобы он не попал в барабан.
Я сразу же понял, что держать шнур мне не нравится.
Но зарабатывать как-то было нужно, так что я занял у отца 30 000 рублей, купил эту машинку и начал сам с ней работать. Загружал ее в багажник жигулей и мы с другим товарищем выезжали на работу. Бывало так, что мы подъезжаем на точку, затаскиваем машину, открываем щиток, а там нет 380В! Приходилось вызывать электрика, платить ему. Плюс, машинка была громоздкой и хоть шлифовала пол она отлично, но углы помещений были вне ее досягаемости. И после работы в центре комнаты пол был идеальным, а вот углы приходилось обрабатывать вручную. В глаза летела пыль, стружка, грязь — не самое приятное занятие. Со временем я нанял ребят, обучил их и просто завозил на объект, давал рекламу в газетах, сам договаривался о деталях.
Однажды мы работали в большом коттедже в Шакше, на подрядчика. Площадь была 250 метров: шлифовка, тонировка и лакировка. Там была мягкая доска, которую нужно было сначала покрыть цветом, а потом уже лаком. Доска была мягкой и с этого начались проблемы… Паркет сам по себе жесткий и когда его шлифуешь, он остается ровным, а тут, из-за мягкой поверхности и мощности машины начали оставаться «волны». Стоит задержаться на одном месте и появлялась небольшая ямка. Это было абсолютно незаметно поначалу, но после покрытия тонировкой ямки были видны повсюду. Неделя работы насмарку и платить нам отказались, а получить мы должны были около 25 000 рублей. Мы предложили переделать работу, но подрядчик, поговорив с заказчиком, отказался. Наверняка они решили, что их устроит и такая работа, а на нас можно сэкономить.
Это был очень негативный опыт и нужно понять, что в те времена работа на шлифовальной машине была вовсе не дополнительным заработком, а основным источником дохода. И получается, что 2 недели и я, и мои ребята работали с утра до ночи совершенно бесплатно, это было неприятно. Ситуация конечно двоякая, но все равно осадок остался.
Был и иной случай. Мне позвонил знакомый и сказал, что есть заказ на 350 метров, сцена в училище искусств. На тот момент для нас 350 метров площади были подарком небес. Я приехал, мы начали работу и так я познакомился с Артуром. Это был молодой, активный парень, он был подрядчиком и нанял нас как субподрядчиков. Он знал про капремонт буквально всё и мы начали контактировать.
Потом он позвал нас на еще один объект, а я увидел, какими масштабами можно работать, для нас эти 300 метров и 15 000 рублей были крутым заказом, а он брал заказы на сотни тысяч по капремонту.
Я стал общаться с ним, просить советы, узнавал у него, как самому брать объекты. Я понял, что главным инструментом были прозвоны государственных предприятий, надо было предлагать свои услуги а после ездить и договариваться, доказывать, что именно мы сможем выполнить эту работу лучше всех в городе. На самом деле, в партнеры Артур меня не взял бы, но я сел и начал обзванивать предприятия и учреждения, начал находить объекты сам. Но собственной фирмы у меня не было, а предприятиям, для заключения договора, нужна была строительная фирма с лицензией, которая как раз была у Артура. Я предложил ему список из объектов которые нашел и мы начали работать. И все эти 15-20 тысяч, которые я зарабатывал на шлифовке, оказались мелочью, я перешел на уровень выше. Конечно же, это было непросто, я несколько месяцев наблюдал за работой Артура, после чего еще несколько месяцев занимался прозвонами, обучал людей этой работе, проводил переговоры. Наступил 2005 год, деньги начали приходить сотнями тысяч ежемесячно, но это уже другая история…