Анатолий Ефимов — журналист, фотограф, путешественник известен в байкерских кругах Уфы под кличкой «Дед». И сегодня (28 апреля) он отправляется в новое путешествие по городам-героям России, которое назвал «Дорога памяти-2017», а мы с радостью будем публиковать его дорожные заметки и фоторепортажи.
28.04.2017
Первый день моего путешествия прошёл под знаком торнадо. Во-первых потому, что я сейчас нахожусь в отеле «Торнадо», которое стоит у автодороги М-5 около Самары, а во-вторых потому, что весь день дул очень сильный, буквально штормовой встречный ветер. Моя Сорока (так я прозвал свой мотоцикл, т.к. он белобокий и похож спереди на очумевшую странную птицу с хохолком) с трудом противостояла порывам ветра и буквально останавливалась под его натиском. А после каждой обогнавшей фуры нас трепало из стороны в сторону словно тряпку, но мы упорно продвигались вперёд, расходуя в два раза больше горючего и, соответственно, времени.
Стартовал наш с Сорокой мотопробег не из Уфы, а от моего деревенского дома возле Юматово. Проводить нас в дорогу пришли соседки. Сколько ни езжу, а до сих пор не могу избавиться от волнения, которое охватывает каждый раз, когда отправляешься в путь. Я думаю, что то же самое испытывает котёнок, выброшенный хозяевами на улицу. Вот только что у тебя был дом, тепло, еда, о тебе заботились и вот ты уже один в этом большом и не всегда дружелюбном мире. Ты идёшь вперёд и не знаешь, что тебя ждёт в каждую следующую минуту.
В Буздякском районе остановился у памятника 72 красноармейцам, погибшим в годы гражданской войны. Недавно его реконструировали, сделали выше, заметнее. В юности, когда я жил и работал в Белебее, мы с ребятами из туристического клуба БеСКиТ однажды на 23 февраля совершили лыжный марш-бросок к этому памятнику и принесли с собой и возложили венок. До сих пор у меня хранится фотография этого момента.
Затем я позвонил в Туймазы своему хорошему товарищу Сергею — отличному парню, автомеханику, который кроме машин помешан ещё на творчестве Юрия Шевчука и почти один в один поёт под гитару его песни. Мы давно уже не виделись и договорились встретиться и хоть немного пообщаться. К тому же выяснилось, что у Сергея есть гаджет, который я забыл дома и без которого сегодня не смог бы выложить здесь эти фотографии.
Хотелось бы пояснить и фотографию со спущенными штанами. Как я уже сказал, был сильный и довольно холодный ветер. И если кожаная косуха от него спасала, то матерчатые штаны-горка с этой задачей не справлялись. Пришлось достать и одеть камуфляжные водозащитные штаны, которые совершенно не «дышат» и постепенно накапливают под собой влагу. Каждый раз снимать и надевать их довольно хлопотливо, вот и приходится проветривать их на ходу во время коротких остановок на отдых и перекус.
Ну а теперь подведу итог: общее время в пути, включая все остановки — 10 часов; пройдено 400 км; крейсерская скорость — 70-80 км/час; израсходовано 24 литра бензина АИ-92; потрачено 1100 руб на отель, 770 руб на бензин и 86 руб на лапшу с курицей в кафе «Победа». Посмотрим, что день грядущий нам готовит:) Ну а этот уже в прошлом.
29.04.2017
Утро второго дня путешествия началось прекрасно. Я встал в 6 часов, а в 7 был уже на коне. Перед Самарой остановили полицейские для проверки документов, но узнав откуда и куда я еду, проверять их не стали, а пожелали доброго пути, поздравили с Наступающим Днем Победы и отпустили. Ехать до Саратова я решил вдоль левого берега Волги через Чапаевск и Пугачёв.
Утро было солнечным и теплым, ветра практически не было, дорога вокруг Самары и какое-то время ещё местами была просто прекрасной и мы с моей Сорокой летели как на крыльях в приподнятом настроении до тех пор, пока не увидели стелу Саратовской области. Сама по себе стела нам тоже понравилась. Сорока с удовольствием позировала на её фоне. Я тоже сфотографировался и мы полетели, было, дальше, но не получилось.
Дорога становилась всё хуже и хуже,повсюду пестрели старые и новые заплаты, то тут, то там поджидали глубокие выбоины или ребристость. Надо отдать должное подвеске моего СТЕЛСа, которая чётко отбивала все неровности, не причиняя мне особенных проблем, но когда трясучка переросла в хроническую и уже стало казаться, что мозги вот-вот вспенятся, то наше хорошее настроение постепенно улетучилось и всё чаще стали вырываться весьма неприличные реплики в адрес тех, кто обязан эту дорогу делать. А тут ещё вновь поднялся ветер и, как будто специально, опять дул навстречу или чуть наискосок слева. Благо он был значительно теплее вчерашнего. К полудню совсем разогрело и мне пришлось снять не только толстовку, но и свои непромокаемо-непродуваемые камуфляжные штаны. На обед мы остановились в довольно живописном местечке прямо у водоема. Рядом рос большой куст шиповника, на котором ещё держались прошлогодние плоды. Я пожевал суховатых ягод, а несколько штук взял с собой на семена. Потом начал было накрывать обеденный стол, украшением которого являлось национальное башкирско-татарское угощение — вяленая конская колбаса — каза.
Но в это время случилось непредвиденное — моя Сорока вместе с багажом грохнулась на землю, а из бака, булькая, начал выливаться бензин. Я с трудом приподнял мотоцикл и кое-как, придерживая его коленкой, распутал резинки и стяжки, которыми крепились кофры. Земля на месте стоянки была рыхлой и я подложил под подножку сухую ветку, чтобы она не так сильно проваливалась в грунт. Но резкие порывы ветра то и дело раскачивали мотоцикл, ветка сломалась и подножка легко провалилась в землю. В результате падения погнулся кронштейн заднего поворотника и немного пострадал висевший на руле шлем — на нем появилось несколько длинных царапин.
На привале мы провели полтора часа и поехали дальше. Возле небольшого посёлка справа по ходу движения я увидел огромную гору то ли грязного снега, то ли соли, то ли какого-то шлака или грунта. На всякий случай сфотографировал, а потом на АЗС распросил местного жителя об этой горе. Оказалось что эта гора высотой с пятиэтажный дом и длиной не менее полукилометра не что иное как минеральные удобрения, которые там же и вырабатывают! И вот тут мне стало страшно. Оказывается вот что мы едим, покупая хлеб, крупу, овощи, да и мясо, видимо тоже, поскольку всё уже отравлено этими пестицидами. Настроение немного приподнял пастух верхом на лошади, пасущий свое личное небольшое стадо.