Кино

Альманах «Кино.doc»: фильмы о любви, которая выглядит по-другому

Опубликовано 13 декабря 2013 в 19:19
0 0 0 0 0

Итак, дорогие друзья, этой подборкой открывается новая рубрика, которая станет еженедельной. В ней мы будем отвечать на вопрос, который часто волнует всех нас в ночь с пятницы на понедельник: «Чего бы посмотреть?» Хватит зацикливаться на премьерных показах, время обратиться к сокровищам Интернета.

Изучив фильмы, которые предлагаются на широких экранах вплоть до Нового года, я понял, что там явно не хватает интересных киноисторий о любви. Их вообще сейчас не так уж и много – нетривиальных и что-то меняющих в жизни зрителя после просмотра. Поэтому первый блин нашей рубрики будет посвящен историям о самой искренней любви, для визуализации которых вполне справедливо добавили пару половников абсурда и щепоть чертовщины.


«Реконструкция», реж. Кристоффер Боэ. Дания, 2003.

r8nPnSf-qVU

Сюжет очень прост: мужчина встречает женщину, они проводят вместе ночь, несмотря на то, что они вроде как несвободны (кого и когда это останавливало?). На утро возникает логичный вопрос – что со всем этим делать? Бежать к своим или остаться с другими? При этом любой выбор предполагает разрыв с чем-то, что стало частью существования.

Режиссер дает несколько вариантов развития событий, но делает это как будто бы не параллельно, а последовательно и даже смешивая друг с другом, не разрешая главному герою вернуться на исходную точку. С героем вообще происходит несопоставимая с реализмом событий ситуация: его внезапно перестают узнавать все, кого он раньше знал и любил. И это только начало.

На первый взгляд, выглядит ситуация малопонятным сюрреалистическим комком и завершается в тон всей истории. Но если стряхнуть с глаз внешнее повествование, то все довольно логично: разве, влюбившись, вы не становитесь другим человеком? Настолько другим, что никто вас не узнает?

Одним словом, хорошая и живая история, полная прощальных взглядов.


«Мои ночи прекраснее ваших дней», реж. Анджей Жулавски. Франция, 1989.

ksVOmw-Dz6k

Здесь ситуация следующая: Люка, гений-компьютерщик, страдает от неизвестной смертельной болезни, из-за которой он постепенно теряет память. Он встречается с девушкой Бланш, которая неспособна порвать со своим порочным окружением. Для обоих начинается короткий, но невероятный период страсти, так как они понимают, что их дни вместе сочтены.

Фильм яркий и интересный по нескольким причинам. Во-первых, девушку Бланш играет очаровашка Софи Марсо. Во-вторых, крайне рекомендую всем, кто не знает французского языка, смотреть фильм с переводом от «Синема Престиж» — язык фильма очень насыщен любопытнейшей игрой слов, рисующей ситуацию в наиболее правдоподобных красках. И сам сюжет находится на грани между баловством, выдумкой и реальностью, как и предлагаемая игра слов одновременно имеет вес, но легка, как пустая болтовня.

В фокусе — нежность, возникшая между двумя заблудшими душами, нежность всему и всем назло, которая последней покинет память героя. Оставляя за пределами памяти события, причины, следствия, слова и связи между ними, вынужденный постоянно говорить, чтобы не утратить последних зацепок, Люка хватается за эту нежность и за эту женщину. Трагизму, показанному без капли пафоса, можно только аплодировать.


«Короткое замыкание», реж. Борис Хлебников, Иван Вырыпаев, Петр Буслов, Алексей Герман-младший, Кирилл Серебренников. Россия, 2009.

EK1P54Se86Y

Это сборник из пяти новелл, у каждой из которых есть свой режиссер. «Позор» рассказывает про журналиста, которому поручают задание взять интервью у жильцов дома, рядом с которым прокладывается теплотрасса. Поиски жителей становятся бессмысленными, как только парень обнаруживает на стене соседней постройки прекрасную по содержанию надпись «Оля сиська». Короткая история «Ощущать», которую очень точно озвучивает играющий в кадре «АукцЫон», говорит то ли о конкретном случае, то ли о понимании любви вообще, как это часто случается с работами Вырыпаева. А также — стремительная история «Срочный ремонт» про глухонемого мастера по ремонту обуви, короткометражка «Ким» про душевнобольного циркача, загремевшего в психиатричку и влюбившегося в медсестру, и безумный эндшпиль «Поцелуй креветки» про парня, который весьма своеобразно работал ресторанным зазывалой.

В каждой из этих историй хватает любви, которая является спонсором парадоксальных желаний, смешных ситуаций и случайных предложений. И хватает ее так, что возами возить можно. И верно, ее и возят.


«Любовники полярного круга», реж. Хулио Медем. Испания-Франция, 1998.

DfjCnlNr7d4

Если бы я мог, то сказал бы, что этот фильм – старший брат «Амели», совершенно на нее непохожий, но при этом — брат. Ой, кажется, сказал. Ну да ничего.

Завязка вполне понятна: мальчик Отто переезжает жить к девочке Ане, потому что его отец и ее мать полюбили друг друга. Дети вырастают и влюбляются друг в друга. Когда настоящая мать Отто умирает, тот бросает Ану и становится летчиком, летающим за полярный круг.

Исследование любви между двумя людьми как будто бы заслоняет самих героев, которых временами просто невозможно понять и сказать об их характерах что-то определенное. Сам лабиринт фильма полон «хлебных крошек», кольцующих будущее и прошлое героев, отчего создается эффект некоторой сюрреалистичности происходящего. Кстати, интересно, что режиссер предлагает двойную концовку, какая из них наиболее «правильная» — придется выбрать зрителю.


«Он умер с фалафелем в руке», реж. Ричард Ловенштейн. Австралия-Италия, 2001.

mkd3j4npiVM

Как пишут бывалые любители этого фильма, в нем можно обнаружить наркоманов, загорающих при свете луны, нацистов, милитаристов, лесбиянок, байкеров, живущих в шкафу японочек, лузеров и неадекватов, истеричных начинающих актрис, геев, философствующих писателей, полицейских, язычников, проводящих обряд жертвоприношения и так далее, но не читайте описания, тут вообще нет единого сюжета, просто начинайте смотреть, потому что вы обязательно должны его посмотреть. Как ясно из названия, это театр абсурда, замешанный на амурных отношениях, одновременно нелепый и элегантный, как и вся наша жизнь. Кроме того, в саундтреке полно Ника Кейва, а это уже как будто бы о чем-то говорит.

0 0 0 0 0