Город

В уфимской галерее заговорили «Головы» Айрата Терегулова

Опубликовано 13 февраля 2014 в 12:56
0 0 0 0 0

На сайте Айрата Терегулова в разделе «Биография» указано всего несколько строк: «Художественно-графический факультет Башкирского госпединститута. Член Союза Художников СССР с 1990 года. Графика, живопись, дизайн книги, графический дизайн. С 1981 года участник всероссийских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок».

MfaHA6ATXPA

Автор скромен. География его выставок немаленькая – Дания, Румыния, Польша, разные уголки России, на шее – ряд наград за творчество. Для Уфы это фигура, безусловно, значимая. В галерее «X-Max», которая, кстати, открылась пять лет назад именно выставкой Терегулова «Габитус», вновь представляет вниманию зрителей экспозицию его работ под названием «Головы». Практически все картины написаны в последние несколько лет. Если долгое время зрители знали автора как графика, то в последнее время живописная составляющая начала доминировать, как это видно из его предыдущих проектов «Zoo» и «Гипербола времени». Сам Айрат отмечал в одном из интервью, что графику от живописи отделить сложно:

«Ведь акрил на бумаге вроде как графика, а акрил на холсте – уже живопись. А еще я стараюсь посмотреть на свои работы со стороны. Черно-белая графика не каждому понравится, к этому нужно быть готовым. А цвет смягчает углы, отводит от сюжета».

Большинство представленных работ – своеобразные портреты, головы. Часто у них нет названий, только номера. И действительно, сказать о них что-то конкретное непросто. Здесь множество как будто случайных линий, многочисленных наслоений одного на другого – загнанная в рамки энергетика не оставляет в картине ни одного живого места, но по словам автора, звучит в унисон с его душой. Терегулов не стремится к реалистичной передаче изображения, уходя в непереводимую абстракцию.

«Абстракция – это только чувства. Как в музыке, которая есть не что иное, как просто колебания воздуха. Вам никто не объяснит смысл того или иного музыкального фрагмента, вы сами представляете, что должно за ним скрываться», — отмечал автор.

Современное искусство зачастую понять очень непросто – для этого требуется либо неслабый эрудиционный багаж (зачастую в виде горба на спине или мешками под глазами), либо склад ума, который открывается теми же ключами, что и у автора произведений. Откровенно говоря, я не люблю многие проявления современного искусства из-за того, что его приверженцы как будто бы и не пекутся о созидательном элементе, а только раздирают все на атомы, смеясь над всем и сочетая несочетаемое. Тут полетят выкрики из читального зала, что, мол, так говорили во все времена и не понимали гениев-современников. Спор этот может и будет продолжаться бесконечно, потому что мы живем в такое время, которое сочетает в себе две эпохи – до и после «Квадрата» Малевича.

«Головы» вызывают именно такое недоумение и желание спросить: где красота, которой меня манили? Опять же кто-нибудь заноет – что же ты к автору не подошел, он бы все и объяснил. Нет, это я считаю поступок хуже, чем не понять. Запомните: увиденное искусство объяснению не подлежит. И все, что хотел сказать автор, он сказал своим творчеством. Если ты это не увидел – значит, не время, не место, не твое.

Во всей экспозиции интересно звучит лишь одна картина – рядом со своими соседями. Она изображает голову быка. Это создает интересную связь с метафорой Минотавра, полностью превратившегося в быка (тело на картине не изображено) от энергии и динамики, которая бьет ключом и редко кого обходит стороной, нередко превращая человека в зверя. Как писал Павич, застань человека врасплох и увидишь животное.

Меня эта выставка оставила равнодушным. Сходите вы, может быть, в вас она найдет отклик. Экспозиция работает до 3 марта.

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook