Город

Тест-драйв уфимских велодорожек

Опубликовано 11 апреля 2014 в 20:34
0 0 0 0 0

котэ

«Иду сегодня по парку, гуляю. Смотрю — велосипедист едет, и перед ним ребёнок выбегает. Уворачиваясь от ребёнка, велосипедист налетает на бордюр и, вылетев с велика, с радостным возгласом «Привет асфальт!» плашмя падает на этот самый асфальт. Потом встаёт и, отряхиваясь, недовольно добавляет: «Давно не виделись».

Как уже понятно из вступления, речь пойдет о велосипедистах, а точнее — об уфимских велодорожках. Для справки стоит сказать, что первые знаки в Уфе появились в 2011 году, а в 2012 — первая велоразметка и асфальт для велодорожек. Можно назвать это началом строительства велосипедной транспортной инфраструктуры в столице Башкортостана. Какова же ситуация сейчас? Об этом нам расскажет Павел Олейников, известный представитель группы «ВелоУфа», который долго и упорно тестировал (по просьбе редакции The Ufa Room) велосипедные дорожки по всему городу.

проспект

Самые аккуратные велодорожки, конечно, в парке за ДК Юбилейный и в Деме. Сейчас они еще под снегом, но летом это вполне приятные объекты (хоть и разделяемые с другими гуляющими по паркам).

Однако парковое катание это одно, а транспорт – другое. Так что лучше перейти к «магистральным» дорожкам.
Наиболее старая (трех- четырехлетней, если мне не изменяет память, давности) – между Спортивной и Дворцом Спорта. Самое парадоксальное – она практически лучшая по исполнению. Если не считать совершенно идиотского расположения бордюров на пересечении с въездами во дворы, которое реально все портило. Насколько помню, по прошлому году, ситуация так и не изменилась. И не менее важно, что она, по сути, ведет в никуда – по Зорге человек, которому для передвижения нужна выделенная дорожка, все равно не проедет – дальше или шарахаться от грузовиков, или преодолевать рекордно разбитый асфальт с кучей пешеходов.

IMG_0785
Самый масштабный и мощный проект – это конечно велодорожка по Сельско-Богородской. Собственно, самой велодорожкой реально можно гордится – грамотно выбранная ширина, добротно отделена от проезжей части, выделенное освещение, даже облагорожена. Убивает то, что пробираться со стороны Сипайлово приходится по пересеченной и заставленной парковке, выезжать потом на убитую обочину и упираться в весьма скоростную и сложную развязку. Однако, это ерунда в сравнении с тем, что предстоит «везунчику», рискнувшему ей воспользоваться, чтобы выбраться из Инорса. Надо по той же обочине «против шерсти» доехать до велодорожки (напомним – с очень специфичной развязки), либо перейти по сравнительно близкому светофору «по требованию», доехать до конца велодорожки, и переходить по другому светофору «по требованию», чтобы оказаться в очень плотном и скоростном траффике. Это в целом умеренно рискованно, и практически полностью бессмысленно.

img1

Однако, самая известная и популярная велодорожка – на проспекте Октября. Решение отделить белой краской часть тротуара для велосипедистов узаконило то, что случилось уже давно (этот тротуар стихийно стал велодорожкой уже несколько лет назад), а когда еще и опустили бордюры (грамотно сделали не с первой попытки, но итог получился неплохим) – стало еще лучше. Причем и велосипедистам, и пешеходам.

Однако то, что исходно этот тротуар проектировался в разное время, в разном стиле, и в принципе не предусматривая такого использования, сильно мешает. Традиционно, очень травмоопасны и неудобны для всех районы остановок. Причем мало естественной плотности пешеходов – там еще и куча строений, становящихся естественными «бутылочными горлышками». Перечислять их не имеет смысла – это по сути полный список остановок на проспекте Октября, за исключением Юношеской библиотеки.

библиотека
Из всего списка особняком стоят два места. Первое – возле «Эврена», между округом Галле и фирмой Мир. По сути, тут был поставлен антирекорд по количеству идиотских проектировочных решений. Для начала, тротуар в этом месте сужен. И ширина его такова, что велодорожку нарисовали, оставив для пешеходов сантиметров тридцать. Добро пожаловать, карабкайтесь на полтора метра к входу в «Эврен», потом спускайтесь вниз. Разделение получается… Странное. Чтобы сделать еще смешнее, со стороны округа Галле не видишь машины, выезжающие из дворов.

Ufa_-Prospekt-Oktyabrya
Однако в конце прошлого года печальное знамя рекордсменов передали другому месту — новому подземному переходу на Бульваре Славы. Без сомнения, как подземный переход это наиболее грамотно построенный объект в Уфе. Однако планировка наземной части просто поражает воображение своей абсурдностью.

2161385
То, что сделали выходы на обе стороны Бульвара Славы, вполне логично. Но результат, как будто при проектировании решили сделать так, чтобы людям было проще спускаться в подземный переход и перейти Великий и Ужасный Бульвар Славы. Целых полторы полосы в каждую сторону, 70% времени стоящих в ожидании зеленого света. Другими причинами объяснить появление перегородок, отделяющих проезжую часть от тротуара, невозможно. А они, несомненно, из уфимских самые крепкие и надежные.

Ширина проходов в этих загородках с какой-то садистской точностью выбрана так, чтобы люди с широченного тротуара трамбовались в них все время, пока горит зеленый свет, и организовывали пробку, когда он гаснет. В случае же с велосипедами и колясками проще повернуть и проехать к другому переходу, в 15 метрах от первого. Где, заметьте, машины, подъезжающие к Проспекту, еще движутся с некоторой скоростью, а сворачивающие с него – уже начинают ускоряться. Чем объяснить появление такой ерунды там, где места хватит на миниатюрную площадь – совершенно непонятно.

d1000v2012-e1372060067526-659x438

На фоне таких бутылочных горлышек то, что часть тротуарной плитки по проспекту находится в кошмарном состоянии (в частности, около остановки «Округ Галле») уже кажется мелочами.

Если велодорожки нет, то по текущим ПДД велосипедист должен двигаться по обочине. Собственно, обочины как были умеренно приспособлены к движению велосипедистов, так и остались. Парковка несколько упорядочилась, но серьезных изменений нет. Ливневая канализация все так же осталась источником непредсказуемости – никогда не знаешь, будет там нормальная решетка (вровень с дорогой, перпендикулярно обочине), какая-нибудь скользкая или выступающая или вообще ничего.

Правда, в список неприятных препятствий добавились безсветофорные съезды, которые полюбились мэрии в последние годы. Особенно они хороши у автовокзала (перекресток улицы Города Галле и Зорге) и у «Простора» (перекресток Баязита Бикбая и Жукова). И там, и там они находятся на пути большого количества пешеходов, и, мягко скажем, нервируют. В случае с велосипедистами – эти места уже были неприятными, а теперь еще и надо на напряженном перекрестке крутить головой и гадать, какая из прижавшихся к обочине машин едет прямо, а какая собирается поворачивать. Получается этакая тренировка перед трассой, прямо у дома.

5170
Из позитивного: кажется, серьезные штрафы и внимание ДПС помогли автомобилистам хотя бы начать обращать внимание на пешеходов и велосипедистов. Так что сейчас вероятность того, что вас пропустят на переходе в разы выше, чем несколько лет назад. И, судя по обычным выражениям лиц, это уже из обязанности превратилось в нормальную человеческую вежливость.

Резюмируем: в городе пытаются угодить всем. А в результате, при общей позитивной тенденции результаты еще долго будут вызывать некоторое недоумение.

2163198

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook