Владимир
Владимир 23.02.2016

Люди с ограниченными возможностями о домашнем обучении — часть 2


Мы отыскали «ВКонтакте» семь юношей и девушек из Уфы, Владимира и Москвы, которые не могут посещать учебные занятия наравне со всеми. Обратившись к их жизненному опыту, мы узнаем, как выйти из сумрака после нескольких лет обучения на дому и как после него привыкнуть к существованию в обществе.

Анжелика. 20 лет. Заболевание дыхательной системы. Студентка. Владимир.

Расскажи, по каким причинам ты начала обучаться на дому? Была ли возможность посещать обычные уроки в школе или тебе, действительно, было не до школьных занятий в тот период времени?
По причине того, что меня просто не допускали, по состоянию здоровья. Возможность была, но со временем привыкла больше к дому. Не хотелось контактировать.

Ты ведь до определенного возраста ходила в обычную школу? Сейчас, сравнивая свои отношения с учителями «до» и «после», можешь ли ты сказать, что к «особенным» детям преподаватели относятся по-особенному?
До 2 класса ходила. Относятся более доброжелательно и проще, по-домашнему, можно сказать. Хотя, зависит от характера

В чём это проявлялось? Приведи пример.
Ну мы могли болтать о сериалах, о моих рисунках, о каких-то бытовых проблемах. Процесс обучения сразу шел проще.

Расскажи о расписании, в каком режиме вы занимались? Много ли у тебя было свободного времени?
Уроки каждый день, также по 40 мин. Один-два предмета в день. Редко три. Иногда приходили и в 4, и в 5 вечера, или занятие растягивалось на 2 часа, это утомляло. Времени немного было. В основном я занималась чем-то дополнительно

Какие предметы давались тебе хуже всего? Чем это вызвано: недостаточным качеством преподавания, собственными способностями или другими причинами?
В принципе, все давалось одинаково хорошо. Разве что физика, это просто совсем не мое, хотя преподавали отлично

Посещала ли ты какие-либо кружки или развивалась своими силами из-за невозможности или нежелания выбираться из дома?
Не посещала. Больше нравилось чем-то заниматься самой. Да и возможности особо не было

Поддерживаешь ли ты отношения со своими одноклассниками и общалась ли ты с ними вообще? Можно ли сказать, что надомное обучение=одиночество=неспособность в дальнейшем жить с социумом?
Отношения поддерживаю лишь с одним человеком. С другими на уровне «привет-пока», некоторые просто не знают. Редкие походы в школу были мукой, о да-а. Но не скажу, что в дальнейшем может ждать лишь одиночество. Сейчас я неплохо общаюсь с коллективом, хотя не выношу шума. Но друзья есть, круг общения. Больше от собственного желания и воли зависит.

Если бы для тебя были созданы специальные условия, чтобы ты, несмотря на проблемы со здоровьем, могла вернуться в обычную школу, ты бы вернулась?
Думаю, да

Ты помнишь себя до того момента, как заболела? Как ты считаешь, болезнь как-то повлияла на твоё мировоззрение?
Помню. Изменилась сильно. Стало больше комплексов, замкнутости.

Учителя не отговаривали тебя от сдачи ЕГЭ? Как проходил экзамен? Как ты считаешь, было бы у тебя больше шансов на поступление в ВУЗ, если бы ты училась в обычной школе?
Не отговаривали, конечно, а наоборот. Экзамен проходил как у всех-вскрытие конвертов, задание, время, сдача. Поступила бы я в любом случае, т.к очень хотела

Считаешь ли ты, что надомное обучение-не самый лучший вариант для ребенка, подростка? А и инклюзивное образование, как раз то, что доктор прописал?
Надомное обучение не самый лучший вариант в плане социализации-она попросту не происходит. Зато знания намного лучше, чем в школе, и это большой плюс

Твоё заболевание каким-либо образом повлияло на выбор ВУЗа или специальности?
Нет, никак не влияло.

Когда ты выбирала, куда поступать, что для тебя было важно? Каким характеристикам должно было соответствовать учебное заведение?
Когда выбирала, важнее всего была оптимальность. Ну и чтобы нравилось, было по силам. Характеристик особых не было, разве что близость расположения.

В твоём ВУЗе обучаются люди с ОВЗ?Вообще, как ты считаешь, созданы ли в нём условия для людей с инвалидностью? Конкретно в твоём учебном корпусе есть лифт, пандус?
Не знаю, возможно, обучаются. Но особых условий я не заметила.

Воспоминаний после поступления в ВУЗ стало больше? Можешь ли ты сказать, что стала жить более полноценной жизнью?
Да, так. Появились эмоции, радость. Хорошие люди, без которых, прям не знаю, что бы делала

Ты никогда не думала о заочном обучении? Больницы отнимают много времени, а руководство ВУЗа не всегда идёт на встречу человеку в таких ситуациях. Или раз решила, что будешь, как все, значит, будешь, несмотря на недовольство преподавателей и прочее?
О заочном думала. И даже задавала документы на всякий случай. Решила смотреть по возможностям. И, хотя было тяжеловато первое время, вскоре смогла войти в ритм, освоиться, приспособилось и мое состояние. Теперь о заочке и не думаю

По-твоему с чем связаны основная проблема инвалидов касательно их трудоустройства? Только ли ограниченные возможности здоровья всему виной?
По поводу трудоустройства, я думаю, не в одних возможностях дело. Местные органы немного упускают данную проблему

Что, по-твоему, необходимо улучшить в системе образования, чтобы людям, имеющим проблемы со здоровьем, стало проще?
Улучшить в системе? Даже не знаю. Я думаю, начать с минимума (комфорт, пандусы и т.д.). А далее все наладится само, если это возможно в принципе(в зависимости от диагноза).

Анастасия. 19 лет. Болезнь пищеварительной системы. Студентка. Московская область.

Обучалась ли ты на дому?
Нет, никогда не обучалась, несмотря на проблемы со здоровьем. Школа находилась рядом с домом, а при поступлении в ВУЗ стало чуть лучше с самочувствием

Какого характера были эти проблемы? Поддерживали ли тебя одноклассники? Или ты оставалась в стороне из-за недуга?
У меня было 4 операции, связанные с желудком, кишечником и пищеварительной системой в принципе из-за резкого похудения на 50 кг за один год. Первые две после 8 класса. В школе все друзья сразу же прекратили общение после моего возвращения из больницы, считая меня больной. Последние 2 операции были после 11 класса, в больницу из знакомых никто снова не приезжал. В ВУЗе просто никто об этом не знает.

Учителя тебя поддерживали? Чувствовали ли ты, что от тебя требуют немного меньше знаний и усердия, чем от остальных? Стало ли сложнее учиться после того, как ты заболела?
Учителей поставила в известность мама и задаривала подарками. Они стали относится лояльнее, но не понятно, что явилось катализатором — подарки или операции. Учиться стало сложнее из-за нехватки времени. Я живу в московской области, но приходилось постоянно ездить в московские больницы, что отнимало очень много времени как на саму дорогу, так и на времяпровождение в них в очередях, на приемах врачей и при сдаче анализов, исследований Хотя были и такие учителя, которые начали относиться хуже из-за пропусков. Их было всего 2, но они любили спрашивать меня чаще других после моего отсутствия на уроке и заставляли писать все контрольные работы во внеурочное время, хотя остальные могли их пропускать без проблем. Тем не менее, я все равно старалась бывать в школе как можно чаще, потому что мне просто было стыдно перед моими одноклассниками за мои отсутствия. Контрольные я писала практически все по всем предметам, готовясь к ним дома.

Не думаешь ли ты, что в тот период было лучше обучаться на дому, чтобы не сталкиваться с таким вот отношением, казалось бы, взрослых людей?
Нет, мне нравилось бывать в школе. У меня не было друзей (вообще) ни в школе, ни за её пределами, поэтому я ни с кем не общалась и мне нужна была хоть какая-то коммуникация с людьми. Я часто давала списывать, да и вообще я обожаю помогать людям, объяснять что-то или даже делать за других, но все это было бы невозможно при обучении на дому.

Когда пришло время готовиться к ЕГЭ, как повели себя учителя? Известно, что некоторые любят запугивать подростков, почувствовала ли ты, что тебя запугивают больше, чем остальных?
В основном учителя начали концентрировать усилия на тех учениках, которые сдают их предмет, занижая им оценки и давая более сложные письменные работы, но меня это не коснулось. Я всегда писала все работы и пробные экзамены лучше всех в классе, поэтому учителя были спокойны за мои результаты на настоящем экзамене

Для тебя были созданы какие-либо условия, когда ты сдавала ЕГЭ? Например, сидела ли ты в отдельной аудитории или тебе дали дополнительное время на выполнение заданий?Просто у нас в Уфе есть такая практика. Пользовалась ли ты какими-либо льготами при поступлении в ВУЗ?
Нет, я сдавала первые три экзамена вместе со всеми остальными абитуриентами, хотя такая практика у нас тоже есть (одна девочка точно сдавала отдельно, ей давали больше времени). Последний экзамен я сдавала уже с выпускниками колледжей, так как в очной период я лежала в реанимации после операций. Я не оформляла себе группу инвалидности, хотя какую-то настоятельно рекомендовали. Мне не хотелось чем-то отличаться от всех остальных людей. Поэтому у меня не было никаких льгот при поступлении, и я поступила по результатам ЕГЭ в первую волну, хотя абсолютно этого не ожидала. Я поступила во все вузы, куда подавала документы, на все факультеты, но выбрала ВШЭ. На самом деле всегда мечтала учиться в МГУ, но не успела подать туда документы и в принципе, потому что приём у них заканчивался раньше, чем во всех остальных ВУЗах из-за письменного экзамена. Я лежала в больнице, к тому же не написав ЕГЭ по обществознанию со всеми, да и без возможности поехать на вступительный экзамен. И в принципе не имела возможности.

Твоё нежелание оформлять инвалидность основывалось на том, что, по-твоему, общество пока что недостаточно толерантно относится к инвалидам?
Скорее всего, общество и не узнало бы о том, что у меня оформлена инвалидность, поэтому нет, скорее не на этом. Я просто хочу сама чувствовать себя здоровым и полноценным человеком, а оформить инвалидность значило бы признать себя не такой, как все.

По сути, у тебя были достаточно серьезные проблемы со здоровьем, и оформлены они или нет, в принципе, на тот момент не имело значения. Тогда ты боялась за своё будущего? Или сохраняла позитивное отношение к происходящему? Ты заболела уже в сознательном возрасте, сильно ли изменилось твоё мировоззрение после этого? Как поменялось твоё отношение к той части общества, которая является «особенной»?
О будущем, кстати, я тоже думала. Не хотелось, чтобы при устройстве на работу на собеседовании знали о моих проблемах со здоровьем, потому что считаю, что так шанс устроиться снижается в разы, ведь никто не хочет иметь больных работников в штабе чисто с практической стороны. Но и позитивный настрой, разумеется, тоже сыграл свою роль. Последние операции были проведены для удаления многочисленных спаек, послуживших причиной кишечной непроходимости и наличия каловых камней в кишечнике. Врачи в один голос до сих пор утверждают, что меня ждут ещё 8-10 операций в жизни из-за склонности к спаечный болезни, но мне не хочется верить в это. К тому же после 3-ей многочасовой операции я несколько дней провела в реанимации, а затем без движения в палате, потому что после очередного общего наркоза не заработали некоторые органы и нервная система. Все считали, что я никогда больше не смогу жить как все нормальные люди, а потом все нормализовалось. Я просто хочу всем доказать, что врачи не правы, и у меня все будет лучше всех.

И правильно, что не верится! Я уверена, что так и будет! У тебя проблемы с пищеварительной системой, вероятно, ты соблюдаешь какую-то лечебную диету? В университетской столовой предусмотрено меню для людей, которые не могут питаться тем же, что и всё, как это делают в медицинских учреждениях и в некоторых учебных заведения западных стран? Или приходится приносить еду из дома?Вообще в твоём ВУЗе, как ты считаешь, созданы условия для людей с ОВЗ?
Да, мне нужно есть часто, к тому же строго определённые и специально приготовленные продукты: только нежирные мясо и рыбу без специй, без масла. Даже овощи и фрукты должны быть пареными и варёными и размельченными (котлеты, например), так как кишечник теперь очень плохо переваривает еду. Во ВШЭ во всех столовых невозможно найти даже хоть что-то без масла, все блюда без исключений подготовлены на масле и со специями! Так что в наших университетских столовых есть мне абсолютно нечего и приходится привозить еду с собой. Я думаю, что в моем вузе, в части, в моем корпусе не созданы условия для людей с ограниченными возможностями. Я учусь на факультете экономических наук на Шаболовке, и у нас даже в корпус не могли бы попасть люди на колясках, потому что везде лестницы без пандусов. В столовой вся пища только для любителей жареной калорийной пищи, несмотря на огромный выбор.

Вопрос почти риторический, мешает ли твоё заболевание каким-либо образом твоим планам?
Пока я не в больнице, это никаким образом не мешает жизненным планам. Надеюсь, что я просто больше туда не попаду, тогда и проблем никаких не возникнет.

Ты никогда не думала о заочном обучении? Больницы, судя по твоим словам, отнимают много времени, а руководство ВУЗа не всегда идёт навстречу человеку в таких ситуациях. Или раз решила, что будешь, как все, значит, будешь, несмотря на недовольство преподавателей и прочее?
Я никогда не хотела учиться на заочном. Во-первых, мне нужно общение, а во-вторых, очное обучение открывает больше возможностей: престижнее диплом, полезные знакомства в ВУЗе. Кроме того, без этого не научишься работать в компании.

Считаешь ли ты, что надомное обучение—не самый лучший вариант для ребенка, подростка? А инклюзивное образование, как раз то, что доктор прописал? Что, по-твоему, необходимо улучшить в системе образования, чтобы людям, имеющим проблемы со здоровьем, стало проще?
Да, я считаю, что обучение на дому не позволяет ребёнку стать частью общества и не даёт научиться некоторым важным умениям, связанным с умением работать с коллективом и общаться с людьми. А вот насчёт улучшений — очень сложный вопрос. Нужно как минимум изменить сам менталитет учителей и детей, чтобы они относились к ребёнку с нарушениями, как к совершенно нормальному человеку.

По-твоему, с чем связаны основная проблема инвалидов касательно их трудоустройства? Только ли ограниченные возможности здоровья всему виной?
Нежелание работодателя иметь неполноценного работника.

Александр. 19 лет. Заболевание опорно-двигательной системы. Уфа.

Расскажи, по каким причинам ты начал обучаться на дому? Была ли возможность посещать обычные уроки в школе или тебе, действительно, было не до школьных занятий в тот период времени?
Причина была весомая, именно она и стала доминантой моей жизни…Я не могу передвигаться самостоятельно, в связи с своей болезнью (называть не буду). Посещать школу я мог лишь в первом классе, и то около 2-х, 3-х месяцев, погода не позволяла мне делать это постоянно.

Ты до определенного возраста ходил в обычную школу. Сейчас, сравнивая свои отношения с учителями «до» и «после», можешь ли ты сказать, что к «особенным» детям преподаватели, действительно, относятся по-особенному?
Конечно, это всегда ощущалось, и если говорить об отношениях «до», то они автоматически приравниваются к отношениям «после». Я имею в виду, что ко мне относились очень хорошо, внимательно, никогда не было намеков на мой недуг. С учителями я всегда находил общий язык, а если этого не получалось достигнуть. Не особо заморачивался.

В чём это проявлялось? Приведи, если несложно, пример. Сколько предметов ты изучал на дому? Расскажи о расписании, в каком режиме вы занимались? Много ли было у тебя свободного времени?
Я не из тех людей, кому можно легко навязать свое мнение. К любой пройденной теме я имел несколько позиций, и это вполне не нонсенс, но я любил доказать обратное, противоречить, основываясь на фактах, полученных мною. Учителя твердили: » Ты будущий юрист/адвокат, в тебе есть эта манера».Я учился как все обычные ученики, расписание по времени лишь отличалось. Свободного времени у меня было достаточно для своих увлечений.

Всегда ли учителя понятно объясняют? Проводят ли они дополнительные занятия по сложным темам?
Сколько помню надомное обучение, мне всегда объясняли четко и ясно, а если даже не получалось понять пройденную тему, я знал, что могу спокойно попросить рассказать заново. Да, проводят, и делают это с энтузиазмом.

Время сдачи ЕГЭ. С какими трудностями ты столкнулся? Какие предметы ты решил сдавать? Стоял ли перед тобой и твоей семьёй вопрос о сдаче ЕГЭ в щадящем режиме?
Будем честны, я не понимаю смысл сдачи ЕГЭ, по крайней мере, у людей с ограниченными возможностями. В первую очередь ЕГЭ — это сильнейшая эмоциональная нагрузка на человека. С этой проблемой я как раз таки и столкнулся, мне психологически было трудно осилить себя на концентрацию перед камерой! Да-да, и у меня стояла камера записывающая мои действия во время сдачи ЕГЭ. Выбор был очевиден, я для себя должен был сдать экзамены, доказать, что не зря учился 11 лет.

Какие предметы ты сдавал?
Русский язык и алгебру, дополнительные предметы не стал выбирать, по личным причинам.

Сколько баллов ты набрал? Планировал ли ты своё университетское будущее? Поступил ли ты?
Не помню уже точно, сколько набрал баллов. Планировал ли я? Нет, какое «университетское» будущее меня могло ожидать? Я относился снисходительно к системе образования, и на это есть свои причины.

Причина— как раз таки в проблемах со здоровьем? Или тебя не устраивает сама система образования, а не то, как эта система обеспечивает «доступную среду»?
Мировоззрение — это самая главная причина. Передо мной стоял выбор, я его сделал, и если описывать его суть, то ее можно озаглавить как «Раста». И это малая часть.Думаю, вы сталкивались с людьми, которые только и говорят о системе, о борьбе с ней, и как можно было бы жить иначе. Я к ним и отношусь! Знаю, звучит наивно, пафосно, и все же. «Ты ничего и никому не должен, если сам этого не желаешь» — Эти слова, словно мантра для меня. Объяснил в трех словах.»Я держусь в стороне по своей воле, но я не одиночка. Меня отталкивает уродство системы. Будь она хороша, я бы с удовольствием влился в нее.»-Джордж Карлин.

С чем ты планируешь связать свою жизнь?Чем ты будешь заниматься? Пытался ли ты трудоустроиться каким-либо образом?
Я никогда не планирую, что бы я не планировал, это не материализовалась в URL (Наш мир). Я занимаюсь покером, и без него уже не могу, слишком азартен! Психология — стала моим помощником. И главное: хотел попробовать себя в роли радио-ведущего, и я стремлюсь к этому. Да, я до сих пор ищу работу, но, к сожалению, все безрезультатно.

Ты встал на учет в центре занятости? Чем мотивируют свои отказы работодатели? Тем, что у тебя, пока ещё нет образования или дело в другом?
Нет, я не встал на учет. В моей жизни произошло много перемен, нужно было разобраться в себе.

Что говорят твои родители об учебе в ВУЗе? Есть ли у вас «обида» на школу? Не думаете ли вы, что школьная подготовка надомников намного слабее, чем учеников обычных средних школ? Можно ли сказать, что надомное обучение=одиночество=неспособность жить в социуме?
Нет, обиды никогда не было из-за отсутствии причин. Школьная надомная подготовка индивидуальна. Да, это так и есть. Надомное обучение — это одиночество, только если у тебя нет друзей, к этим людям я не относился.

Если бы для тебя были созданы специальные условия, чтобы ты, несмотря на проблемы со здоровьем, мог вернуться в обычную школу, ты бы вернулся?
Нет, а для чего? Информацию я уже получил, а вернуть годы и вписаться в школьную атмосферу, увы, не получиться. Тогда не хотел бы. Ведь кто знает, кем бы я стал?

Считаешь ли ты, что надомное обучение-не самый лучший вариант для ребенка, подростка? А и инклюзивное образование, как раз то, что доктор прописал?
Считаю, в момент, кода ты становишься взрослым человеком, тебе нужна поддержка сверстников, никак иначе, должен быть образ/пример подобия взрослой жизни, а школа огромный вкладчик в эту огромную бурю.

То есть, можно сказать, что на данном этапе ты пребываешь в некой гармонии с собой, своей болезнью и порядком вещей в своей жизни?
Я осознаю свое положение, я знаю, что могу сделать, а что нет. Я родился в то время, когда современная медицина не способна меня излечить, она не в силах! Но я в силах излечить себя духовно, хотя это даже здоровый человек не в состоянии осуществить с ежедневной суетой. Осознавая свои возможности можно понять, на что ты способен. Не получается идти? Хорошо, признай это и не зацикливайся, лучше подумай, что ты можешь сделать сидя!

Гузель Кудакаева. Психолог.

Мы взяли интервью у психолога дистанционного центра обучения, она как никто другой знает о проблемах надомного обучения и детей инвалидов.

Вы работаете в центре дистанционного обучения, когда к вам приходят новые ребята, вы замечаете нечто общее в их поведении, настроении? Вообще существуют ли какие-либо признаки, по которым можно определить, что перед вами ребенок, который обучался на дому?
Думаю, что есть общее—пробелы знаний после обучения на дому и то, что ребенок привыкает к незначительным нагрузкам. В остальном, каждый индивидуален.

В процессе обучения дети обращаются к вам за помощью? Не переходя на личности, расскажите, какие вопросы больше всего волнуют детей в зависимости от их возраста?
Проблем достаточно, но чаще, в самом начале обращаются родители. Маленькие дети еще не сильно осознают проблемы, старшие стесняются это обсуждать. Обучающиеся с ОВЗ порой переживают все проблемы в семье. Только, если сам психолог начинает тему проблем, связанную с недугом, ребенок может поделиться. Депрессии бывают у них как у всех. но дети с ОВЗ стараются скрывать их. Они боятся и не хотят жалости. Депрессия ребенка с ОВЗ начинается с того, что он понимает и думает, что ему многое не дано в связи с болезнью. Потом наступает чувство злости и некоторой агрессии в отношении окружающих. Далее истерика с криком и плачем, потом опустошение и усталость. После уход в себя или поиск спасательного круга в виде близких или сверстников, имеющих подобную проблему. и только после этого они или их родители обращаются к психологу.

Существует ли какая-то специальная методика преподавания, способствующая более быстрой адаптации ребенка-инвалида в обществе? Насколько она эффективна?
Индивидуальный подход и вовлечение во все мероприятие, поддержка семьи—залог быстрой адаптации.

По-вашему, каковы преимущества дистанционного образования в сравнении с надомным?
Индивидуальный образовательный маршрут и учет состояния здоровья, обучение один на один с учителем.

Не было бы лучше детям с заболеваниями, не связанными с опорно-двигательной системой(например, астма, эпилепсия и т.д.), учиться в обычных школах вместе с со всеми, а не сидеть дома в четырех стенах?
Система образования не готова принять детей с ОВЗ в школу. Педагоги, родители здоровых детей и сами дети не готовы учиться вместе с детьми с ОВЗ.

Как вы считаете, что необходимо улучшить в системе образования(как школьного, так и высшего), чтобы людям, имеющим проблемы со здоровьем, стало проще?
Должна быть преемственность. Ребенок с ОВЗ должен быть защищен: обеспечен профессией и работой, если он этого захочет.

Как вы оцениваете доступность высшего образования для людей с ОВЗ на данном этапе?
Очень низкая обеспеченность.

Вам известно, чем увлекаются ваши ученики в свободное от учебы время?
Да, я знаю, чем увлекаются наши дети: рисуют, вышивают, занимаются квиллингом, выжиганием, играют на гитаре, ходят в студию Хабенского.

Устраиваете ли вы какие-либо праздники/мероприятия для учеников центра? Как они проходит, все ли ребята в них участвуют?
Руководитель центра Назира Мунировна сама творческий человек и учит мастерству и на уроках технологии. В центре, уже который год, проходят фестивали творчества детей. Дети участвуют в дистанционных конкурсах.

Как дети справлялись с волнением перед ЕГЭ, как проходили сами экзамены? Что вы им говорили в ситуациях, когда они сомневались в себе? Согласитесь, не сдать ЕГЭ, когда твоё здоровье оставляет желать лучшего вдвойне страшно? Как они справлялись/справляются с волнением?
Волнение на экзаменах у них не больше, чем у других. Закаленные трудностями жизни они держат переживания в себе. Тяжело то, что детям с ОВЗ трудно сдавать ЕГЭ из-за здоровья физического и соматического. Ведь для полного успеха нужен и эмоциональный интеллект. А он ниже, чем у здоровых. Да, бывает, что страх вызывает депрессию и ученик может не явиться на экзамен, но это редкость. Всегда говорю, что ЕГЭ надо ассоциировать со словом Шанс. Шанс на будущее, шанс на успех. Шанс доказать, что ты имеешь право как и другие на учебу, счастье. Настоящий психолог советы не дает, он учит работать с собственными ресурсами. Главное не замыкаться в своей проблеме. Я всегда говорю, когда мне плохо—обернись вокруг, может рядом с тобой есть тот, кому нужен ты, для кого ты—последний шанс и надежда. Протяни руку помощи и скажи: «Я с тобой и хочу тебе помочь». А родителям советую держаться вместе, вместе ходить по инстанциям, вместе поддерживать друг друга. Ребенок с ОВЗ—это ребенок с особыми потребностями и при желании он ограничения может сдвинуть….Главное—быть вместе, не уходить в себя. Дети нашего центра и родители вызывают у меня уважение Они борцы за жизнь, они не ждут жалости, они трудяги и очень талантливые. Хорошо было бы, чтобы были центры, телефоны доверия для людей с ОВЗ.

Что вы, как психолог, можете посоветовать семьям с детьми инвалидами и самим детям? Попрошу рассказать о книгах или исследованиях, которые бы помогли семьям с особенными детьми не потеряться на пути непростого взросления.
Мы с детьми изучаем биографии великих людей, читаем, чем больны были в детстве и как преодолели. Детям советую Стива Джобса, Ника Вуйчича. И книгу про психолога в концлагере «Сказать жизни «Да!».

Некоторые из этих ребят неизлечимо больны, другие, несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, не оформляют инвалидность и пытаются решать свои проблем самостоятельно и при поддержке своих близких. Все они обучались на дому, дистанционно или же в обычных классах. Они поведали обществу свои истории. И вы, как часть этого общества, их услышали.

Так, что же вы скажите? Вы «ЗА» инклюзивное обучение или «ПРОТИВ» него?

Автор: Лена Ханова

в центре внимания Вернуться на главную

фото дня В Уфе прошел День национального костюма
Proufu
видео дня В Сипайлово неизвестные поджигают подъезды
Сейчас | Уфа