Кино

«ИЛЬФИПЕТРОВ» в Уфе: лед тронулся, господа присяжные заседатели!

Опубликовано 03 февраля 2014 в 23:26
0 0 0 0 0

Существует ли авторское кино в России? Вопрос тот еще – даже если и существует, какого оно качества? Это любопытство и следующая за ней легкая неприязнь вполне понятна – все мы сыты коммерческими радостями типа «Сталинграда», «Любовь-морковь», «Самым лучшим фильмом» и т.д. Время от времени это стереотипное отношение разрушается тем или иным фильмом. На днях в «Родине» как раз прошел показ именно такого замечательного исключения. Фильм Романа Либерова «ИЛЬФИПЕТРОВ» добрался до Уфы и показался зрителям – правда, только один-единственный раз.

«ИЛЬФИПЕТРОВ» — это документально-анимационное кино, своеобразная комбинация стилизованных под «ретро» съемок и неподвижных изображений, оживленных специально для этой истории усилиями художников-аниматоров. Мультипликация основана на оригинальной живописи и графике художника Александра Лабаса. Главных персонажей озвучивают известные российские актеры: Сергей Маковецкий (Илья Ильф), Игорь Золотовицкий (Евгений Петров), Полина Агуреева (Маруся Ильф), Михаил Ефремов (Валентин Катаев) и др.

Необычное название картины неслучайно. Шутка, что Ильф и Петров – это один человек, ходит давно. Автор как будто подтрунивает над зрителем, начиная рассказ в том же духе: «Дело в том, что автор родился дважды: в 1897 году и в 1902 году. В первый раз автор родился под видом Ильи Ильфа, а во второй раз – Евгения Петрова. Оба эти события произошли в городе Одессе». Кстати, слова, звучащие в фильме, в большинстве своем — это строки из писем, записных книжек, многие из которых не опубликованы и по сей день.

Визуально фильм отличается от традиционного документального кино (вы когда последний раз документальные фильмы смотрели? Не про войну?). Фотоснимки лениво оживают, сигарета со снимка столетней давности тихонько дымится, капают чернила с замершего пера… Прям как на гифках или во вселенной Гарри Поттера. Важно, что в фильме нет «воды», то есть общих мест – каждая деталь в каждом кадре, передающая атмосферу той эпохи или мысль персонажа, связана с определенным культурным кодом. А вот сможет ли считать это зритель – уже дело лично его. При всем при том фильм на удивление аполитичен – хотя первая половина XX века этим не отличалась (да и начало XXI века излишне политизировано). Объясняется это образом жизни писателей, хоть они и работали журналистами в газете. Они не были вовлечены ни в какие политические течения, не выступали на диспутах, им удавалось держаться обособленно. Эту позицию довольно тонко удалось показать режиссеру.

Режиссер фильма в интервью отмечал, что немалая часть молодежи просто не знает о том, что это за писатели – Ильф и Петров. Кстати, Константин Эрнст «вслепую», без предварительного просмотра, приобрел право телевизионной премьеры этого фильма. Не пропустите.

Oi-r8Y6wiIc

В заключение скажем, что «ИЛЬФИПЕТРОВ» – пятый в копилке режиссера. Либеров также работал с документалистикой – в своих фильмах он успел рассказать о Юрии Олеше, Иосифе Бродском, Геогрии Владимове и Сергее Довлатове. Возможно, этим летом в рамках «Лаборатории политического кино» будет организован показ истории про Довлатова, нашего земляка и одного из важнейших авторов второй половины XX века.

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook