Музыка

Игорь Растеряев в Уфе: эх, давай, заливайся, гармошечка!..

Опубликовано 29 марта 2014 в 21:17
0 0 0 0 0

gtzaFLhauKw

Давно я не был на таких концертах – честных во всех отношениях. Честно отработанная программа, которая с легкостью перевалила за двухчасовой отрезок. Музыкант – искренний и открытый парень, каким мы привыкли видеть его в простых и изящных клипах Лехи Ляхова. Зал, который откликался одобрительным гулом чуть ли на каждую из песен. Честно, это лучший анонс наступающей весны. Перед таким любой февраль, заблудившийся в марте, отступит.

Игорь перемежал песни историями и байками, в том числе связанными так или иначе с Уфой и Башкирией. Так, например, наша республика впервые зазвучала для Игоря группой ДДТ. Причем довольно громко – дома у него были отличные колонки, громкие…

Очень любил я песню «Белая река». Ее в нашем многоэтажном доме знали все. Соседи снизу долбили снизу молотками по батарее, один раз продолбили ее и залили своих соседей снизу. В общем, «Белая река» вызвала затопление даже в Питере.

Кстати, да, вдруг, кто не знает. Хоть к Растеряеву прочно прикрепился образ выходца из российской глубинки, на самом же деле он — коренной петербуржец, актер питерского музыкально-драматического театра «Буфф».

Мой отец родом из Волгоградской области. Именно там, на хуторах Глинище и Раковка, прошло мое детство, там мой второй дом. И большинство моих песен посвящены этим местам. Кстати, многие даже в родном театре уверены, что я приехал в Питер из деревни.

Еще одна байка связана с началом трудовой карьеры Игоря и отчасти – с медом, который в Башкирии, как известно, ого-го какой!

Как-то раз я пытался устроиться на работу в медовый дом. Прихожу, а меня спрашивают: «У вас есть трудовая книжка? Вы где-нибудь работали?» Я отвечаю, мол, как раз здесь и хотел начать. Они мне: «Так вы ж трутень! А нам нужны трудовые пчелы!.. Давай, иди из нашего медового дома». Тут я потихонечку жужжать начал: «Жжжжж…». Они переволновались, спрашивают: «Почему вы жужжите?» А я: «Это я улетаю из вашего медового дома» — и улетел. Такая вот история. Но главное, чтобы бурзянская пчела не улетала из Башкортостана, чтобы ее не сместила карпатка! Как раз наступает весна, пчелы просыпаются…

Тут полилась песня «Весна», как вы понимаете.

Концерт продолжался два с лишним часа. Русские просторы, жизнь, простая и сложная одновременно, душа нараспашку — словом, это все мое, родное. Тут и скупая мужская слеза выкатится – настолько пронзительно. А в качестве завершающего аккорда, Игорь исполнил славное попурри из кавер-версий на песни «Короля и Шута», «ДДТ», «Чижа», «Сектора газа». Просто так Растеряева публика не отпустила. Народ так настойчиво звал «на бис», что музыкант долго не сопротивлялся. За концерт уже были сыграны чуть ли не два первых альбома целиком и большое количество, так сказать, unreleased, поэтому Игорь еще раз исполнил «Русскую дорогу», «Весну», «Комбайнеров» и «Георгиевскую ленточку». Спел он их так от души, что, казалось, он совсем не устал и сейчас пустится в пляс вместе с гармошкой, играя программу по второму кругу – от начала и до конца. Завершающую «Георгиевскую ленточку» зал слушал стоя, уже не стесняясь подпевать.

Практически сразу после концерта Игорь спустился в фойе, где все желающие смогли взять автограф. Как горячие пирожки, расходились альбом «Звонарь» и книга «Волгоградские лица». Если с альбомом фанаты более-менее знакомы, то вот насчет книги просвещу: это сборник графических рисунков Растеряева с коротенькими рассказами.

С этой книги и началось мое творчество, я нарисовал ее в 19 лет, не думая о публикации, просто так. Тогда надо мной нависла угроза отчисления из института, и это был такой способ отвлечься. Книга лежала в столе, пока мой друг, который учился в Германии в полиграфическом институте, не предложил издать ее как дипломный проект. Сейчас удалось снова выпустить ее в России. Все, про что написано в рассказах, впоследствии напрямую повлияло и на песенное творчество. Раковка, Глинище, комбайнеры, природа — все это зафиксировано не в привычной песенной форме, а в виде детских наблюдений и рисунков людей, с кем довелось лично дружить и общаться.

После концерта мне удалось немного поговорить с Игорем.

— Очень удивляет такой мощный «бис», у нас в Уфе редко такое бывает. А у вас — часто?
— Да постоянно.

— Это ваш личный порыв или вы видите, что публике не хватает еще немного, и идете навстречу?
— Ну, если хотят, то почему нет? Просто иногда бывает, что программа закончилась – зрители встали и пошли. Но чаще получается вот так, как сегодня.

— Просто сложилось впечатление, что вы сами хотите еще песню-другую сыграть…
— Да я всегда хочу. Особенно в Уфе – не знаю, когда приеду еще раз.

— Много где выступаете, что-нибудь новое о стране, о русском человеке узнали?
— В том-то и дело, что, в основном, выступаю. Приехал, концерт отыграл – и дальше. Такого, чтобы погрузиться в региональные тонкости жизни русского народа, просто не получается, времени не хватает. А вот в людях, которые приходят на концерты, есть что-то общее, близкое в них, несмотря на географию.

— А что это за тип людей? Обрисуйте примерно.
— Тут скорее три типа. Это люди от 80 и младше – то есть пенсионеры. Дети 5-10 лет. И мужчины лет 30-45, самая многочисленная группа. Женщин бывает немного, как правило.

— Последней студийной записью у вас значатся «Песни дяди Васи Мохова». В концертных программах этот альбом присутствует?
— Сейчас нет, раньше – включал. Сейчас я стараюсь углубляться больше в собственное творчество, в авторские песни. Думаю, что это подстегнет писать больше своего, наверное. Подстегивается пока, правда, не очень быстро. С другой стороны, как понять, быстро или нет – я раньше вообще песен не писал. Моей истории всего только три года.

— Не стирается ли для вас сила, значение песен от частоты исполнения?
— Да я бы не сказал, что часто езжу с концертами. Да и сохраняю я их от замыливания. Вот в январе, например, один концерт, в феврале — два, в марте – пять, в апреле – три. Так что и не скажешь, что я чесом иду по России-матушке, каждый день рву меха… За это время даже успеваешь соскучиться по некоторым песням.

— Вы пишете текст на музыку или музыку на текст?
— Музыка первой всегда идет. Более того, музыка диктует тему песни и даже порой слова подсказывает, надо только гармошку слушать.

— В этом плане не хотелось сделать какой-нибудь музыкальный эксперимент? Добавить инструментов, скажем.
— Пробовали. С Александром Ф. Скляром, с «Пилотом». Мне понравилось – как эксперимент хорошо получилось. Но делать программу целиком – тут нужно с умом подходить, понимать, какие инструменты добавлять, какие убавлять. А за этими добавлениями зачастую слово теряется. Чем хороша гармошка? С одной стороны, да, примитивно и однообразно, может быть. Но с другой – слово лучше слышно, с гармошкой-то. А все эти барабаны, басухи могут запросто заглушить смысл тихого слова. Я все-таки считаю, что это главное в этой истории.

— Есть у меня очень пространный и не лишенный пафоса вопрос: существует ли какой-нибудь универсальный рецепт счастья для русского человека?
— Нет, я не знаю. Счастье для русского человека… Путь сомнения!.. Человек, который сомневается, задает себе вопросы. Люди, которые знают на все ответы, — молодые совсем, в юношеском максимализме, это нормально, это возрастное. Но если человек точно уверен, что он все знает, мне кажется, это просто дурачок. Потому что чем человек умнее, тем больше сомневается, не знает, прав он или нет, он ищущий всегда. У русских людей диапазон очень широкий – с самого дна их может легко поднять на духовные высоты. Знаете, очень много октав в душе…

Фотографии любезно предоставлены порталом УфаВКурсе

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook