Город

Фехтование как искусство. Destreza в Уфе

Опубликовано 15 апреля 2014 в 20:46
0 0 0 0 0

Фехтование есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость ударить противника, избегая его ударов, что делает искусство фехтования чрезвычайно сложным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, чтобы дать жизнь оружию.

 Французский камедиограф Ж.Мольер

1

Сегодня мы поговорим об искусстве фехтования и не только. На вопросы корреспондента The Ufa Room согласился ответить Денис Романов, руководитель уфимской студии арт-фехтования «Destreza»

— Расскажи о своих первых шагах в фехтовании? Кто был твоим учителем и наставником?

— Первым учителем по фехтованию у меня был Дмитрий Николаевич Крашенинников, когда я начал постигать науку фехтования Японии (кен-до) и даже проходил промежуточную аттестацию (присвоили 4-ю). После же, наталкиваясь на видеозаписи различных боев и постановок, стал тяготеть именно к фехтованию артистическому. Тренером был Трубников Андрей Ильясович, он обучал меня в течении 2-3 лет. Европейское фехтования после восточного давалось с трудом из-за различий в методиках и техниках, не говоря уже об оружии, но все же наставление тренера и собственное упорство сыграло свою роль, и в 2011 году, когда мы первый раз поехали на Чемпионат России, мой дуэт с Лилией Нуртдиновой занял бронзу. Было очень неожиданно и приятно. После уже сам стал искать литературу, покупать книги, заказывать оружия и изучать техники, таким образом поэтапно вышел к тому, что сейчас существует студия арт-фехтования “Destreza”, спасибо отдельное и тренеру за знания, что вложил в меня.

2

— Поведай немного о возникновении фехтования

— Тут очень сложно однозначно ответить, но можно предположить, что «фехтование” в общем смысле началось с появлением у человека в руках предмета больше камня. Но если брать фехтование, как науку защиты и нападения, появилось оно уже позже, примерно в конце 15 — начале 16 века. Тогда фехтование начало зарождаться и становиться все более популярным в разных странах, начиная с Испании, заканчивая Францией. Собственно, и особенности фехтования в каждой стране были различны, но это уже совсем другая история.

— Какие бывают виды фехтования и в чем их отличие?

— Видов фехтований огромное количество. Это и фехтование сценическое – которое преподается в театральных вузах для подготовки актеров. Фехтование спортивное – дисциплина соревновательная, где можно, надев на себя защитное снаряжение, по определенным правилам вести фехтовальный бой (пусть и сильно измененный от исторического). Ролевое фехтование – где представители соответствующего творческого пласта фехтуют с использованием различного вида оружия с целью и пофехтовать и показать зрелище (не всегда на стальном оружии – чаще всего используются заменители – дюраль, или текстолит). Фехтование историческое – фехтование, уже более приближенное к боевому, где представители сего вида, одетые преимущественно в доспехи (броню) на стальном оружии по историческим техникам (и их связующим), по всем правилам ведут фехтовальные бои. Фехтование артистическое – смесь спортивного и сценического – где представители обучаются фехтовальным техникам, чтобы показать их зрелищно на сцене и продемонстрировать своё мастерство в бою (официально признанный вид спорта).

3

— Какие существуют виды оружия для фехтования?

— Видов оружия огромное количество, начиная с мечей эпохи 13-14 века, заканчивая тонкими шпагами 18 века, клинковое оружие (которое имеет клинок), древковое оружие (шест, трость и т.п) короткое – в виде кинжалов, или длинное – в виде рапир.  Сабля – веяние уже более восточное, которое дало оружие изогнутого типа (хотя есть и прямые виды), способное рубить и отчасти колоть, популярны были особенно среди казаков ( в том числе и родственница сабли – шашка).

4

— Актуальность фехтования в 21 веке?

— Знаете, очень часто задают подобный вопрос, что же сейчас представляет для современного человека  фехтование. Единого мнения нет, но если отталкиваться от истории, то фехтование не только работа с оружием – это работа с телом, партнером (противником), чувство дистанции, ритма, тела и оружия, если оно имеется. Учитывая все эти факторы, можно судить, что фехтование дает огромные возможности для развития тела и духа – укрепления мышц, развития реакции ибо от шпаги куда сложнее увернуться, чем от кулака. Выносливость – ведь работать приходиться долго, и к тому же с оружием, которое тоже имеет вес. И самое главное, чем можно было бы подчеркнуть фехтование в наши дни, это его сложность.

— Когда ты смотришь различные фильмы, в которых присутствуют элементы фехтования, ты оцениваешь их? Что можешь сказать о современном кинематографе взглядом мастера фехтования?

— Фильмы с фехтовальными элементами смотрю довольно часто, и не просто, чтобы фехтование посмотреть, а сам фильм.  Для начала, как зритель неискушенный, а потом уже, как фехтовальщик. Знаете, каждый фильм для зрителя является чем-то особенным. Взять, к примеру, небезызвестных «Пиратов Карибского Моря» – с постановочной точки зрения бой был показан довольно зрелищно, можно, конечно, придираться к фехтовальным тонкостям (такие как отмашки, положения колен и прочее), но если брать бой (который в фильме демострируют), то конечно 100% точности никогда нельзя ожидать, будь ты фехтовальщик до мозга костей. Поэтому фильм смотрится легко, а фехтовальные сцены его и украшают и делают некой визитной карточкой (что еще раз идет в плюс фехтованию). Уберите из фильма все сцены с оружием и что останется?

— Несколько слов о студии и, само собой, об её членах и направлениях

— «Destreza» — от испанского ловкость (ловкость рук). Так же это один из древнейших видов фехтования Испании – самое загадочное фехтование, с различными кругами и квадратами, к сожалению нам перепала лишь малая доля знаний об этом виде, но именно поэтому было выбрано такое звучное название.

Студия Destreza начала своё существование в самом начале 2013 года.  Я поставил перед собой цель научить ребят фехтовать, да так, чтобы они могли и номера ставить и выступить с ними (сцена или кино не имеет значения). Конечно, поначалу были сложности и с людьми и с инвентарем, но все же, благодаря моим ученикам, дело крепло, медленно, но верно становилось на более плотную почву. Сейчас же на дворе 2014 год. Студия развивается – имеет множество направлений: стрельба из лука, верховая езда, актерское мастерство и исторические танцы. Где-то договариваясь с другими коллективами и клубами, я старался объединить то, что раньше было обыденным для уважающего себя дворянина. Честно признаюсь, очень волновался, когда начинал, да и порой сейчас сложности бывают, но отступать не намерен, да и ученики не отпустят. Фехтование же стало неким плацдармом, второй жизнью в студии, где наш дружный коллектив постепенно растет и развивается. В 2013 году в ноябре мы участвовали в Чемпионате России по артистическому фехтованию проходящему в Москве  и увезли оттуда серебро (не украли честное слово)!

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook