Владимир
Владимир 25.02.2016

«Читатели от современной литературы ждут эмоций» — писательница Екатерина Васина



Благодаря различным форумам и пабликам в социальных сетях на российской литературной арене появились тысячи новых писателей, и, кажется, каждый из них точно знает, что, когда и для кого писать. Теперь популярность автора измеряется не только количеством продаж, но и числом просмотров его творений и частотой запросов в поисковиках. В Уфе мы нашли одного из таких авторов — Екатерину Васину. Девушка пишет молодежные романы о любви и экстриме. В паблике, посвященном ее творчеству, более четырех тысяч подписчиков, общее количество просмотров ее произведений давно перевалило за миллион. Мы поговорили с Екатериной о том пути, который проделывает каждый автор, пытающийся пробиться в мир литературы при помощи интернета.

Без имени-3

Екатерина, расскажите, как давно вы пишете? И когда вы поняли, что вас, действительно, кто-то читает?

Я еще в школе сочиняла различные истории. Некоторые из них записывала, но никому не показывала. До сих пор где-то лежат пара общих тетрадей с рассказами в жанре фэнтези.
Когда поняла, что у меня есть читатели? Ну, наверное, когда начался цикл «Любовь и Спорт». До этого я особо и не писала, скорее – баловалась.

Вы помните день, когда вам вдруг захотелось выставить свое творчество на всеобщее обозрение, как это было?

На Самиздате я зарегистрировалась где-то зимой-весной 2009 года, решила выложить там несколько рассказов. Потом были попытки писать в жанре фэнтези, а затем родилась идея цикла «Любовь и Спорт». Тогда и появились первые постоянные читатели, многие из которых до сих пор со мной.

У вас нет филологического образования, напрашивается вопрос, сколько лет вы набивали руку, и сколько ваших произведений так и не увидели свет в конце литературного тоннеля? 

Если честно, до сих пор набиваю руку. Совершенствоваться надо всегда, тем более свои ошибки я прекрасно вижу. И знаю, что мне работать над ними и работать. Произведения стараюсь дописывать, так как пишу в режиме «он-лайн» и мне банально стыдно перед читателями, которые ждут продолжения. Наверное, незавершенными остались буквально пара-тройка произведений, но и то я планирую их закончить, когда придет их время.

Мне никогда не было стыдно за свои тексты. Будь мне за них стыдно, они бы просто не появились на свет. А вот недавно нашла блокнот со студенческими стихами…вот там да, было очень стыдно за кошмарные рифмы.

Увидев новый роман или повесть на просторах «Самиздата» или той же «Лит-Эры» вы можете сходу определить, какая из книг стоит потраченного времени, а какая уйдет в небытие уже послезавтра?

Мне кажется, чтобы определять такие вещи, надо быть профессионалом. А я им не являюсь. Но обычно «трендовые»произведения имеют больший успех, нежели неформат. Хотя среди последнего очень часто попадаются совершенно изумительные вещи.

Чьи литературные советы вы используете? 

Я читала С. Кинга «Как писать книги» и Д. Батчера «Писательское ремесло». Могу сказать, что там очень много по-настоящему полезных советов для начинающего автора. Но не менее важным для меня являются советы и критика моего мужа, а также подруги и соавтора Анны Джейн. Литературные курсы не посещала ни разу и, если честно, не собираюсь.

Для вас лучший писатель это…?

Джим Батчер и Ольга Громыко.

Моя самая любимая книга всех времен — «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл. Это классика, которую я готова перечитывать снова и снова.

Неотъемлемая часть, как вашего творчества, так и вашей жизни — спорт. Если бы его не было, вы бы стали писателем? 

Стала бы обязательно. Спорт в моих романах – это как пряная специя в блюде. Не будь его, возможно, я бы нашла другую «специю». У меня есть произведения, где спорт либо упоминается совсем мельком, либо его и вовсе нет. К тому же серия «Любовь и Спорт» заканчивается, в следующих произведениях будет что-то новое.

Если мыслить стереотипно, спортивная жизнь с трудом сочетается с жизнью не то чтобы «книжного червя», но уж тем более «червя пишущего». Как вообще уживаются между собой четыре элемента вашей деятельности: работа по профессии, писательство, спорт, материнство?

Ну скажем так, я научилась высыпаться за четыре часа. На самом деле большую часть времени я стараюсь проводить с сыном и мужем. Спортивные увлечения немного забросила, но сейчас опять постепенно возвращаюсь. А вообще можно успевать все, если правильно организовать время и если домашние входят в твоё положение.

На новую историю меня может вдохновить все что угодно — случайно появившийся второстепенный герой предыдущей истории, забавная байка от мужа, который обожает экстремальный спорт и активно им занимается, обрывок диалога, услышанный на улице.

Сколько времени в среднем вы тратите на одну книгу?

От двух до шести месяцев. Рекорд – 32 дня, но тогда я работала в соавторстве.

Какую роль играет коммерческая подоплека в вашем творчестве? Часто ли вы поддакиваете читателю и его ожиданиям?

Желание читателя купить книгу – явный показатель ее успеха. Я часто устраиваю для читателей опросы, советуюсь, спрашиваю какие-то интересующие меня моменты для будущего произведения. Я бы не назвала это поддакиванием. Скорее у нас идет постоянное общение, но в итоге, окончательное решение остается за мной.

Когда я читала «Мотокросс моей судьбы» я то и дело ловила себя на мысли, что симпатизирую то одним героям, то другим. Их обаяние—результат авторского озарения? Или же у каждого из них был прототип?

Смотря какие герои. Кому-то я действительно даю черты характера какого-то прототипа, кто-то – полностью плод моего воображения. По морально-этическим соображениям абсолютных двойников реально существующих людей я не делаю. Исключение составил лишь один герой, полностью взятый с моего мужа и с его разрешения.

От книг остается впечатление, будто всё происходящее в них не относится к России, что не очень характерно для современной русской литературы, где всегда и везде виден русский менталитет. Например, в характере Родиона, одного из главных персонажей вышей книги, было что-то от героев аниме жанра сёдзё. Или я тут не права, и каждый читатель видит свое? Вообще, влияние какой части света в большей мере вы сами, как автор, улавливаете в своих книгах? Америка? Азия? Европа?

Ну, я вот крайне удивлена насчет жанра сёдзё. Может быть, может быть, хотя специально такое не планировалось. Просто вдруг появился такой герой, похожий на мечту девочек, с мерзким характером и зверским обаянием. И он, кстати, не первый. Помню, что многие читательницы сравнивали с парнем из аниме героя романа «Это моя территория». Есть там трейсер по прозвищу Вампир. А вообще вы правы: каждый читатель видит что-то свое. Но в основном они все говорят, что цикл привлекает их правдивостью. Тем, что герои кажутся реальными, теми людьми, которые могут жить на соседней улице.

Действие всех романов происходит в России. Более того, мне не раз говорили, что узнают в описаниях уфимские достопримечательности. А насчет менталитета ничего не могу сказать, я никогда не задумывалась об этом. Герои появляются, попадают в различные ситуации, просто живут.

Я крайне редко отождествляю себя с героинями своих книг. Очень многие из них поступают так, как я никогда бы не поступила.

Читатели как-то не привыкли к спорту в литературе. Или я ошибаюсь, и вы не первооткрыватель жанра? На чьё творчество вы оглядывались, когда создавали книги?

Я поглядывала на Анну Джейн. Одним глазом. На самом деле меня безумно восхитил ее роман «Музыкальный приворот». Читала и вспоминала свои студенческие веселые годы. Книга закончилась, а ностальгия осталась. Из нее выросло желание написать совершенно безбашенную историю с веселыми и беззаботными героями. К тому же на тот момент я посмотрела фильм «Ямакаси». Вот так незаметно и родилась идея первой книги.

Чего ждет читательница от современной литературы, от современного романа? Или она вся такая непредсказуемая и внезапная? 

В первую очередь читатели от современной литературы ждут эмоций. Книга должны затягивать, оставлять после себя массу впечатлений. Но у каждого жанра свои особенности, я не могу говорить за всех. Я не могу сказать, на какой возраст рассчитаны мои произведения. Их читают и школьницы, и студенты, и молодые женщины, и те, кому уже далеко за шестьдесят. Все зависит от книжных предпочтений.

Читатель должен верить тому, что происходит в книге. А без жизненного опыта создать подобное произведение довольно сложно.

Вы создали совместный сайт с Анной Джейн. Как вышло, что два автора, каждый из которых имеет свою читательскую аудиторию, решились объединиться и написать роман? И такое соавторство подразумевает больший успех у читателей?

На самом деле наша с Аней аудитория частично общая, мы же пишем в одном жанре. А вообще познакомились мы с ней, когда я написала восторженный комментарий к «Музыкальному привороту». Начали заходить друг к другу на страницы Самиздата, разговорились, начали общаться и как-то незаметно сдружились. А затем возникла идея написать совместный роман. Не могу сказать, имел ли он больший успех или нет, но внимание привлек это точно. Аня – удивительный человек, с ней легко и просто создавать что-то новое. Поэтому наши совместные работы проходят «на волне вдохновения» и пишутся очень быстро и легко.

Кого из «Самиздата» вы читаете? 

Даже не знаю, что сказать. Назвать кого-то конкретного было бы нечестно по отношению к остальным авторам. Могу лишь заметить, что на «Самиздате» и «Лит-Эре» очень много ярких произведений, которые я бы хотела приобрести в бумажном виде.

В каких литературных конкурсах на данный момент вы участвуете? 

Для меня литературные конкурсы — это способ привлечь новых читателей. На данный момент я жду результатов конкурса молодежной прозы TeenLife2, участвую в конкурсе молодежной антиутопии и постапокалипсиса «Революция Next» и собираюсь принять участие в очень необычном и интересном конкурсе «GoWest».

К сожалению, я не знакома с другими авторами из Башкирии. Но думаю, что молодежная литература у нас существует, просто ее надо заметить.

Популярность в Сети—гарант публикации?

Нет. Потому что популярность в интернете не дает гарантий, что бумажная книга будет иметь такой же успех.

На данном этапе развития рынка электронных книг автор может быть беззаботен и сыт, живя только на выручку от продажи электронных версий своих произведений?

Наверное, это зависит от популярности автора. А вообще будущее за электронными книгами, как мне кажется.

Плагиаторов бояться – книг не писать. Я не настолько талантлива, чтобы мои тексты кто-то мечтал присвоить под чужим именем. Так что я ни разу не задумывалась о том, что мои произведения вообще нужно защищать от плагиата.

Какого правила должен придерживаться каждый, кто хочет написать, а главное опубликовать и продать свою книгу? И существуют ли вообще правила в мире литературы?

Наверное, главное и единственное правило — пробовать. Публикация, продажи – это все вопрос счастливого случая, времени, попадания в тренд.

Какой бы совет вы дали тем, кто пишет рассказы и романы в стол, однако боится, что даже интернет не поможет им обрести своего читателя?

Перестать бояться. Лежащие в ящике стола романы сами не пойдут на поиски читателя. А читатель не будет знать, что в столе у автора покоится, может быть, настоящий шедевр. Важно отбросить страхи и комплексы, понять, что всем нравиться невозможно. Что всегда были, есть и будут существовать жесткая критика, недоброжелатели и просто те, кто хочет испортить настроение. Через такое проходят все авторы, рискнувшие выставить свои произведение в Сети. К этому просто надо привыкнуть. Если читателя зацепит произведение, то он останется с вами и расскажет своим друзьям. А те, в свою очередь, расскажут другим. Так и появляется своя аудитория. Все зависит только от вас самих.

Беседовала: Лена Ханова


в центре внимания Вернуться на главную

фото дня Укладка асфальта в Уфе
Pikabu
цифра дня 100 раз пожаловались уфимцы из двух многоэтажных домов № 67 и 69 по ул. Р. Зорге на отсутствие тротуара. Властям пофиг.