Кино

Альманах «Кино.doc: за закрытыми дверьми

Опубликовано 17 января 2014 в 14:49
0 0 0 0 0

Смею утверждать, что наиболее распространенная фобия среди людей – это боязнь одиночества. Конечно, не все чувствуют дискомфорт, находясь наедине с самим собой, но даже самый убежденный аскет порой испытывает — пусть и мимолетную — тоску по поводу собственной ничтожности. Почему мы боимся одиночества? Один мой весьма сообразительный друг объяснял так: «Тебе просто скучно с самим собой, вот ты и ищешь постоянно кого-то или что-то, чтобы не умереть от тоски». Хорошо, что есть интернет, прогулки, вечеринки, те же самые кинотеатры, где ты можешь убежать от себя. А представьте, что вы находитесь в ловушке, из которой просто нет выхода, да плюс еще в окружении людей, которых ты не выбирал. Жутковато, не правда ли? В знаменитой пьесе Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверьми» автор убеждает, что это и есть ад. Правда, там не обошлось без отсутствия воли изменить свои поступки… Но постойте! Невозможность выйти из комнаты и есть в какой-то мере лишение свободы. Предлагаю сегодня вашему вниманию подборку фильмов, где у персонажей нет возможности покинуть комнату и совершить ошибку. Фильмы, после просмотра которых, невыносимо тянет вырваться на улицу и бежать, бежать, бежать, пока есть силы.

_______________________________________________________________________

«1408»
режиссер Микаэль Хофстрём. США, 2007.

Пожалуй, один из самых жутких фильмов, о которых хочу рассказать сегодня. Если кто еще не знает, это экранизация одноименного рассказа любителя потрепать нервишки — Стивена Кинга. Главным действующим лицом является циничный писатель Майк Энслин, который занимается тем, что развеивает мифы о призраках, демонах и другой нечисти. Именно поэтому он приезжает в отель «Дельфин», где хочет разобрать по косточкам очередную легенду о зловещей комнате под номером 1408, где после проведенной ночи все постояльцы покончили с собой или умерли естественной смертью. «Там обитает само зло», — предупреждает его постоялец гостиницы. Но писателя эта фраза только еще больше возбудила. Еще бы — такой хороший рекламный трюк для «Дельфина»!

Как только Майк попадает в номер, сразу происходит… ничего. Все как он и предполагал – как и везде люди «напридумывали баек». Но постойте, вот часы на тумбочке сами по себе назначили обратный отсчет – 60 минут. И тут-то и начинается необъяснимое. Циничному писателю предстоит столкнуться с настоящим злом, не сойти с ума и как-то прожить этот час, после которого придет спасение… или не придет?

Есть одна такая притча, откуда она точно не скажу, простите уж за мою не подготовленность. В ней за совершенные грехи человеку предложили полностью от них очиститься, при условии, что он проведет три минуты в аду. Он очень обрадовался – столько грешил, а такое простое предлагается очищение, и охотно согласился. Но парень не знал, что одна минута в аду длится вечность, и, соответственно, ему подписали приговор на целых три вечности. Почему я упомянула эту историю, вы узнаете, если посмотрите «1408».

Еще стоит обратить внимание на тот факт, что режиссер Микаэль Хофстрём предложил для фильма целых четыре концовки – прокатную, режиссерскую и еще две расширенные. Вообще, Хофстрём знатно пошалил в своем творении – на протяжении всего фильма встречаются отголоски классических фильмов ужасов, в том числе и на «Сияние», которое, как известно, снято тоже по роману Кинга.

_______________________________________________________________________

«Кожа, в которой я живу»
режиссер Педро Альмодовар. Испания, 2011.

Педро Альмодовар известен своими своеобразными работами, раскрывающие темы гомосексуализма, транссексуализма и других подобных вещей. Поэтому поклонниками его творчества становится не каждый.

Фильм рассказывает зрителям о молодой и красивой девушке Вере, которая является заложницей гениального, а иначе и не скажешь, пластического хирурга Роберта Ледгарда. Кто же она такая и зачем ее запирают на ключ? Дело в том, что Ледгард ставит на бедняжке эксперименты по пересадке человеческой кожи. Однажды в дом к доктору попадает блудный сын служанки доктора, который ищет убежище от полицейских. Он узнает, что Ледгард прячет пленницу, вскрывает замок и пытается изнасиловать Веру. Но ее вовремя спасает доктор, который убивает нарушителя. Позже служанка раскрывает затворнице тайну о том, что убийца и жертва являлись сводными братьями. А то, что происходит дальше, пошатает нервную систему даже у самых спокойных. Зрителям постепенно открываются шторка за шторкой, и чем дальше, тем непонятнее и страшнее.

Об этом фильме сложно рассказывать без спойлеров. Основная его мысль в том, что в человеке главное — душа, а тело всего лишь оболочка, кожа. А если взять психологические моменты, которыми, естественно, пропитана каждая минутка этой киноистории, то под конец ты уже сомневаешься, кто здесь плохой, а кто хороший.

_______________________________________________________________________

«8 женщин»
режиссер Франсуа Озон. Франция, Италия, 2001.

Фильм создан по уже ставшей классической модели детективов — «убийца находится среди нас». Восемь прекрасных женщин оказываются в доме, хозяин которого был найден мертвым. Добавим, что действие разворачивается в канун Рождества, и, как назло, все машины и ворота занесло снегом, а телефонные провода кто-то перерезал. Женщинам ничего не остается, как самостоятельно выявить убийцу, очевидно, находящегося в доме.
Дамы пытаются восстанавливать картину событий, расспрашивают друг у друга о ночи накануне преступления. Со временем выясняется, что каждая из них что-то скрывает, тем самым только усложняя поиски виновной.

Режиссер Франсуа Озон снял фильм по мотивам пьесы «8 любящих женщин» Роберта Тома. Среди особенностей, конечно же, сами мадамы. Забыла сказать, что это мюзикл и у каждой женщины есть своя песня и танец. Яркие костюмы и декорации также вносят свою лепту. Ну а в центре — невероятные Катрин Денев и Фанни Ардан, а в затылок им дышат Изабель Юппер и Эммануэль Беар. В общем, шикарные француженки и напряженный сюжет, вдоль и поперек пропитанный тайнами, полностью окунает в детективную историю. И ты с нетерпением ждешь концовки, чтобы подтвердить или опровергнуть свои многочисленные догадки. А смысл этого фильма прост: женщины — зло.

_______________________________________________________________________

«Закрытые пространства»
режиссер Игорь Ворскла. Россия, 2008.

Как спастись от одиночества и бессмысленности существования, если не можешь выходить из дома? Главный герой Веня страдает агорафобией – боязнью открытого пространства. Естественно, он никогда не вылезает из своей довольно просторной квартиры, куда как-то раз доставляет пиццу молодая девушка – неформалка Вика. Вениамин закрывает дверь на замок и прячет ключ, объявляя, что сейчас пташка будет изнасилована, и, собственно, приступает к действию. После небольшой борьбы Венечка связывает Вику и заставляет ее играть в свои игры, предлагает ей решить различные школьные задачки, плавно переходящие в психологические головоломки. По классике, жертва начинает проникаться симпатией к маньяку и когда у нее есть возможность уйти, она не поворачивает ключ в замке, решаясь остаться в таком интересном и загадочно пленяющем мирке Вени. И тогда режиссер кидает зрителям разгадку настоящей причины заточения девушки. Но на этом фильм не заканчивается, а на сцену выходит новый персонаж Ростик.

Когда в истории задействовано всего два или три актера, для творцов искусства обмана это непростая работка. И с ней Мария Машкова и Леонид Бичевин справились вполне. Героям предстояло передать состояние молодых людей, чьи отношения с отцами так сильно повлияли на их судьбу. Тем не менее, ожидаемого катарсиса не происходит, как бы того не требовала душа. Режиссер картины Игорь Ворскла предлагает искать ответы в себе самостоятельно, что нередко встречается в русских фильмах. За что их и любят.

_______________________________________________________________________

«Ангел-истребитель»
режиссер Луис Бунюэль. Мексика, 1962 год

Закончить сегодняшний Кино.doc хочется классикой – работой мексиканского сюрреалиста Луиса Бунюэля. После шикарного званого ужина гости обнаруживают, что никак не могут выйти из столовой. Причем мешают им не закрытые двери или какие-то «охранники». Просто никто не может переступить порог комнаты. Когда, наконец, все понимают, что покинуть помещение никому не удастся, начинается паника. Как пишут в рецензиях: «люди опускаются до животного состояния».

Да простит меня творец, а он простит, так как нередко признавался, что «Ангел – истребитель» далеко не лучшая его работа, но — тема сисек, как говорится, не раскрыта. Как ни печально, все довольно прилично и до «животного состояния» практически никто не доходит. Режиссер признался, что если бы снимал картину позже и в Париже, то сиськи бы все-таки были, а именно — каннибализм. Сюрреализм как таковой присутствует лишь малыми дозами – появляющиеся не пойми откуда овцы и медведи, свободно разгуливающие сами по себе отрубленные руки, а также повторяющиеся действия.

Тем не менее осадок от фильма остается жутковатый. Режиссер под конец «стреляет» еще раз, оставляя наши нервы изрядно «пощекотанными». Не зря же Стивен Кинг внес эту картину в список 100 наиболее значимых картин жанра ужасов с 1950 по 1980 годы.

_______________________________________________________________________

Обычно фильмы о пространствах, откуда нет выхода, делятся на два жанра: ужастики и психологические триллеры. Во многом ранние произведения искусства, описывающие эту ситуацию, легли в основу современных реалити-шоу. А попасть туда стремиться чуть ли не каждый пятый. А теперь задумайтесь, о чем это говорит. Поняли? Нет? Думайте еще, а потом пишите ответы в комментарии, хоть поговорим.

Хотелось бы рассказать и о других фильмах, взять хоть «Сияние» или «Олдбой», «Куб», «Пила», «10 негритят», «12 разгневанных мужчин», «Эксперимент» и много чего еще. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook