Кино

Альманах «Кино.doc»: лучший подарок на День влюбленных – «Нимфоманка» Триера

Опубликовано 14 февраля 2014 в 17:20
0 0 0 0 0

На этот раз я остановлюсь только на одном фильме, потому что он невероятно хорош.

Вчера на экраны отечественных кинотеатров, наконец, вышла одна из самых ожидаемых лент 2014 года – «Нимфоманка» Ларса фон Триера. Сразу оговорюсь – это только первая часть, вторая выйдет 8 марта. Эти даты по-особенному играют в свете содержания фильма и из этой календарной шутки (14 февраля / 8 марта) уже как будто выглядывает улыбка режиссера.

Сюжет можно рассказать в нескольких предложениях. Некто Селигман, немолодой одинокий холостяк, натыкается в переулке на женщину по имени Джо, избитую и потерявшую сознание. Дома он просит ее рассказать, как она дошла до такой жизни. Выясняется, что Джо – нимфоманка. Она рассказывает Селигману историю своей жизни от рождения до 50 лет, насыщенную параллельными сюжетами, неожиданными отступлениями, тончайшим юмором, яростным желанием и голыми телами.

Сказать, что фильм понравился, — не сказать ничего. И дело, разумеется не в обнаженке и мелькающих гениталиях. Триер – великолепный психолог. Сочный юмор, который при многочисленных путешествиях под юбку, никогда не опускается ниже пояса. Эрудиция, если так можно назвать знание человеческой породы, всяческие шпильки и тонко расставленные акценты позволяют делать такие сюжетные рисунки, что они беспроигрышно западают в душу. Чего только стоит разложенная на голоса полифоническая композиция Баха, которую он превращает в трех партнеров Джо, действующих, звучащих, очаровывающих — одновременно. Один из фрагментов с участием Умы Турман в хорошем смысле напомнил «Резню» Полански, настолько она смешна при всей своей трагичности. А знание слабых мест у женщин – визуальных, слуховых, ментальных, физических – просто сбивает с ног. И самое важное, самое прекрасное умение – даже не режиссера, а просто умного человека – умение вовремя заткнуться. Божечки, Триер замолкает настолько вовремя и так правильно, что вызывает настоящую бурю.

В главной роли (Джо) снялась Шарлотта Генсбур. Кстати, она уже третий раз подряд получает у Триера главную роль в его фильмах («Меланхолия» и «Антихрист»). При этом актриса сама удивляется этому факту и предполагает, что на этом их совместная работа закончится. В одном из интервью она сказала о «Нимфоманке» следующее:

Фильм, конечно, о сексе, но только отчасти. Он еще и об отчаянии. О плотском начале в человеке, оно показано здесь честно и грубо. И еще о женщине, которая пытается помириться с самой собой. Я была поражена, когда прочитала сценарий. Мне казалось, что нимфоманка обязана быть счастливой: столько секса, партнеров, удовольствия! Оказалось, я заблуждалась. Ларс рассказал мне о своих встречах с реальными нимфоманками: боль, страдание, неудовлетворенность — вот что они чувствуют. Аппетиты постоянно растут, одна фрустрация сменяется другой.

Для синефилов отмечу, что Триер, изобретая новый киноязык для каждого своего шедевра, на сей раз объявил о внедрении «дигрессионизма» — рассказа с отступлениями. Увлекшись прозой Марселя Пруста (как раньше увлекался Андреем Тарковским и маркизом де Садом), он решил не торопиться и позволить героине углубиться в детали. Кстати, при всей откровенности фильм трудно назвать пошлым. В то же время понимаешь, что у Триера и волки сыты, и овцы целы: режиссер удовлетворил и собственные амбиции, и тех, кто пришел пожевать попкорн и посмотреть, наконец, на нормальный такой эпатаж на большом экране, и своих самых преданных фанатов.

Триер ловит на живца. Это и красотка-дебютантка Стэйси Мартин, на которой завязаны рискованные эротические авантюры первой части, и Шарлотта, вобравшая неземную сексуальность своих родителей, и, конечно, выставляющий напоказ свое либидо сам режиссер-эксгибиционист. Не слопать эту приманку невозможно. Но помните, что рыбак всегда действует в своих интересах. Тогда вы — запоздало — поймете, что слоган фильма «Забудь о любви» тоже лишь приманка, и это не арт-хаус и не порнография (что часто называют одним и тем же), а чуть ли не трагикомедия, где самым смехотворным героем является все человечество без исключения.

Да, еще одна оговорка – это цензурированная версия картины. Хронометраж режиссерской версии составляет 5,5 (!) часов, официальная – 4 часа. Фон Триер не одобрял сокращение фильма, но признал, что оно необходимо для выпуска «Нимфоманки» в прокат. Продюсер фильма добавил, что ленту урезали из коммерческих, а не из цензурных соображений, все сцены сексуального характера в картине сохранились. Сам Триер, как следует из титров, в этой резке не участвовал. В общем, надежда на торренты. Шарлотта говорила, что в нецензурированной версии все не только смешно, но еще и жестко, натуралистично.

Хоть раз бросьте все и сходите, этот фильм в кои-то веки стоит широкого экрана, ваших глаз, вашего украденного дыхания.

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook