Кино

Альманах «Кино.doc»: какие фильмы 2013-го нельзя оставить без внимания

Опубликовано 03 января 2014 в 19:04
0 0 0 0 0

Итак, первые дни января незаметным образом пройдены – глаза боятся, а время не спрашивает. Марафон «давай доедай, а то испортится» уже давно стартовал, новогодние возлияния еще не прекратились, но пятница уже несет очередную подборку нашего альманаха. На этот раз мы поговорим про наиболее интересные фильмы, которые вышли на широкие экраны в уже исчезнувшем году. Речь, разумеется, пойдет не о второй части «Хоббита» или третьей – «Железного человека» — какой смысл о них говорить, вы и так ходили за ними в кинотеатры.

«Лучшее предложение», реж. Джузеппе Торнаторе. Италия.

Уверен, многие уже успели посмотреть этот фильм, но по щучьему велению он будет в этом списке. Для всех прочих отмечу, что в центре фильма некто Вергилий Олдман — управляющий директор ведущего аукционного дома. Время от времени со своим партнёром Билли он проворачивает хитроумные аферы, ловко манипулируя и вводя в заблуждение как продавцов, так и покупателей. Таким образом, в тайной комнатке ему удается собрать сотни бесценных картин из разных эпох. Но тут в размеренную жизнь вмешивается таинственная девушка, абсолютно скрывающая свою личность и себя саму, — она просит продать Вергилия антиквариат ее семьи, надо сказать нефиговый. Сюжет, по большому счету, довольно прост, но здесь главное в самом аромате фильма. Он пропитан метафорами о подлинниках и подделках, и в конечном счете выводит это сравнение из сферы искусства на уровень общечеловеческий. И букет раскрывается так изящно, закольцовывая в конце фильма все и вся, что можно простить некоторую неестественность в некоторых точках и запятых фильма. В завершение добавлю, что роль Вергилия безукоризненно сыграл Джеффри Раш, музыкальным оформлением заведовал Эннио Морриконе, а сам Торнаторе, возможно, известен вам по фильму «Малена» с Моникой Беллуччи. Для тех, кто не сможет снять кольца взаимосвязи оригинала и подделки, то советую взять на заметку фильм Аббаса Киаростами «Копия верна»

_______________________________________________________________________

«Милая Фрэнсис», реж. Ноа Баумбах. США.

Фильм рассказывает про молодую девицу, которая мечтает стать танцовщицей, хотя не имеет к этому ни таланта, ни призвания. Её отношения разлаживаются, она испытывает финансовые трудности, ее атакует личная нереализованность и мелкие неудачи. Все это сплетается в клубок живых и актуальных проблем. Если честно, здесь нет единого конфликта, тут скорее портрет молодости, а значит и нас с вами. Не зря слоган фильма -«История о тебе». Как справедливо отмечают независимые критики, режиссёр уходит как от длинных диалогов, так и от молчаливых сцен. В то же время он не прибегает к клиповой стилистике и ярким музыкальным вставкам, а фоновом приятным сопровождением слегка подчёркивает настроение одновременно немного веселой и немного грустной истории.

К слову, режиссер фильма пару раз работал с Уэсом Андерсоном – они вместе писали сценарии «Водной жизни» и «Бесподобного мистера Фокса». Сам фильм называют милым и искренним, ставя его в качестве альтернативы глянцевитых «500 дней лета», хотя мнения довольно разношерстные. А если фильм выглядит так неоднозначно, значит, его стоит увидеть.

_______________________________________________________________________

«Порочные игры», реж. Пак Чхан Ук. США-Великобритания.

К режиссеру «Олдбоя» вообще тяжело быть равнодушным. Тем более если в картине фигурирует Николь Кидман. Сюжет, казалось бы, довольно легкий — после смерти отца к девушке и её матери приезжает их загадочный дядя. Тут бы и развернуть очередную вариацию на «Лолиту», но режиссер делает отличный финт ушами, показывая шиш с маслом всем, кто опрометчиво догадывался о развитии событий. Азиаты всегда радовали неожиданными киноработами.

Вообще, фильм невероятно красивый. Чуть ли не каждый кадр можно останавливать и вешать в рамочку на стену – так много в нем архитектурности, мысли и красоты при всей той гадости, которая развивается в течение фильма. Говорить о сексуальности, которая бьет из подтекста, смысла нет – это нужно видеть. Эта картина все-таки чем-то напоминает «Лолиту» Набокова – ощущением, что смотришь на сладчайшее совокупление притом, что никто даже и не раздевается особо. Одним словом, синтез Голливуда и отца известной азиатской трилогии о мести получился более чем интересный.

_______________________________________________________________________

«Вечное возвращение», реж. Кира Муратова. Россия.

К сожалению, отечественные фильмы в таких списках –редкое исключение, но все ж таки одно-два оказывается, и это приятно. Не буду говорить об экранизации Алексея Иванова «Географ глобус пропил» (которая далеко не так хороша как книга), а скажу про новое творение Киры Муратовой, у которой что ни фильм – то победа.

Итак, герои фильма — мужчина и женщина. Они однокурсники, не виделись сто лет, он и живет давно в другом городе, а сюда приехал в командировку. И сразу к ней с обычным таким вопросом: как поделить себя между женой и любовницей? По дурной русской традиции он любит обеих, но жить с обеими, понятное дело, не в состоянии. В какой-то момент он злится и уходит, хлопая дверью. Но приходит вновь, ведь других знакомых в этом городе у него нет. И возвращается. И возвращается…

Спектакль из двух героев и двух сцен поочередно разыгрывают любимые актеры и актрисы поздней Муратовой – Георгий Делиев и Наталья Бузько (помните «Маски-шоу»?), Рената Литвинова и Олег Табаков. Как тонко подметили кинокритики, режиссер дает нам понять не только то, что все истории о любви полны идентичных банальностей, но и то, что кино должно работать по иным принципам, нежели сахарозавод. А само по себе «Вечное возвращение» — это страна невыученных уроков, мир второгодника и осмысление несостоятельности здесь и сейчас. Какой деконструкцией обернется сюжет Муратовой на этот раз – утаю, но намекну, что картина получилась вполне в ее духе, своим принципам и качеству она вновь, к счастью, не изменила.

_______________________________________________________________________

«Примесь», реж. Шэйн Кэррат. США.

Один из самых спорных фильмов, на которые я напарывался в 2013 году. Тут очень непросто даже просто описать сюжет – как и в случае с другим фильмом Кэррата «Детонатор», но попробую.

Суть в том, что девушка становится жертвой научного эксперимента — ей под кожу вводят какую-то дрянь, после чего сюжет разветвляется на историю фермера, увлекающегося свиноводством и звукозаписью, и личную жизнь этой девушки. Обе линии постоянно пересекаются между собой на самых разных уровнях. Фильм красив, размыт и невероятен. Он опасно балансирует на грани между арт-хаусом и драмой о человеческих отношениях. Может быть, это нечто иное, чем фильм, а, скажем, визуальный фантастический ребус? Так или иначе, но это творение гораздо интереснее, живее и лучше, чем жернова Терренса Малика под названием «Древо жизни», хотя кто-то может случайно назвать их родственниками.

Киноязык «Примеси» сложен для восприятия, и фильм может совершенно не зайти. Я даже не знаю, в каком состоянии его лучше всего смотреть. Наверное, нужно быть просто жадным до историй, отличных от скуки традиционного бытового реализма – очень жадным.

_______________________________________________________________________

«Жизнь Адель», реж Абделатиф Кешиш. Франция.

Французская старшеклассница мимолётом видит девушку с синими волосами и влюбляется в неё с первого взгляда. В определённый момент судьба сводит вместе двух таких разных женщин на почве безумной страсти, перерастающей в высокое чувство.

Этот фильм можно по праву назвать триумфатором — он завоевал главный приз Каннского кинофестиваля и собрал невероятное количество воодушевляющих отзывов по всему миру.
Честно признаться, тут мне сложно написать что-то внятное и дело совсем не в затронутой теме однополой любви. Взяться за хрупкую и сложную душу, вытаскивать ее из-под традиционных предубеждений и продираться сквозь ее же природную скромность, протащить героиню через десять лет, сжатых до трех часов слез, одиночества, надежды, смертельной тоски, любовной зависимости и душевных травм — все это требует режиссерской смелости. Не получится ли вместо человека весьма особенной организации — в очередной раз показать распускающийся цветок или истеричку? Надеюсь, что нет, все ж таки красота в глазах смотрящего.

_______________________________________________________________________

На этом, пожалуй, все. Если у вас есть свои варианты интересных фильмов, прошедших мимо аудитории в 2013 году, — пишите в комментарии, поболтаем.

И не забудьте, дорогие мои вычитатели, что в этом году нас ждет две мощных премьеры. Во-первых, это последняя работа Хаяо Миадзаки «Ветер крепчает», которой уже ставят самые высокие оценки. И, во-вторых, это многострадальная экранизация Стругацких «История арканарской резни» уже почившего режиссера Алексея Германа старшего. Не пропустите.

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook