Кино

Альманах «Кино.doc»: фильмы, в которых не нужны слова

Опубликовано 24 января 2014 в 18:47
0 0 0 0 0

Как писал маэстро, создавший «Маленького принца», слова только мешают понимать друг друга. Это тоже – слова, но мудрости сказанного не отнять. А теперь вспомним, что кинематограф, изначально немой, заговорил не сразу. До сих пор профессионалы и любители спорят о значении этой эволюции и, кстати, далеко не все высказываются положительно. Нет, снимать немые фильмы сейчас было бы странно, хотя «Артист» с Жаном Дюжарденом взял в 2011 году аж пять Оскаров. И при этом тихо, как гусеница, живут-поживают фильмы особого склада – где режиссер намеренно отказывается от каких-либо разговоров между героями. Действие без слов, в котором персонажи понимают друг друга с помощью жестов, мимики и собственных неозвученных мозгов, одновременно сложнее и проще традиционного кино. И почти при любом раскладе – интереснее.

_______________________________________________________________________

«Иллюзионист», реж. Сильвен Шоме. Великобритания-Франция, 2010.

Первым на ум мне пришел французский художник и аниматор Сильвен Шомэ, который лет эдак десять назад был у всех на слуху из-за замечательного мультика «Трио из Бельвилля». Но остановимся мы на «Иллюзионисте», который вышел в 2010 году, и как будто бы известен меньше своего брата. В его основе лежит невоплощённый сценарий французского мима, актера и режиссера Жака Тати, когда-то записанный им в виде личного письма своей дочери. От нее Шомэ и получил сценарий с предложением сделать из этого мультфильм — ей не хотелось, чтобы отца играл актер.

Действие разворачивается в Шотландии в конце 1950-х гг. Главный герой, мультипликационная версия самого Тати, теряет популярность из-за музыкального бума и увеличения клевых бойз-бэндов, которые не оставляют и шанса – ему приходится выступать в полузаброшенных театрах и дурацких забегаловках. В одной из сельских пивнушек на задворках страны иллюзионист встречает молодую девушку Элис. Деревенские жители совсем не похожи на городских: будучи более наивными, они равно удивляются как фокусам иллюзиониста, так и электричеству (его только-только провели на эту территорию). Элис полагает, что фокусы героя — самое настоящее волшебство, но из-за того, что говорят они на разных языках, объяснить ничего не удается. Она тайком едет за фокусником в Эдинбург, где ждет новых чудес, а тому не хочется ее разуверять в своем магическом таланте – девушка всячески поддерживает уже в общем-то пожилого героя, от которого отвернулись все, кроме его кролика, выпрыгивающего из цилиндра.

Дальнейший рассказ не имеет смысла – лучше просто посмотреть эту трогательную и красивую историю. Ей удивительным образом удается прямым текстом одновременно сказать, что волшебники есть и что их нет. Это противоречие тихонечко рвет душу на составляющие практически без слов.

_______________________________________________________________________

«сНежное шоу», Вячеслав Полунин. Россия-Франция, 2012.

Раз уж речь идет исключительно о фильмах, то возьмем киноверсию этого спектакля, на деле созданного чуть ли не раньше меня.

Полунина вообще называют одним из лучших клоунов мира, а эта постановка признана театральной классикой ХХ века. Пантомима, любовно названная Полуниным «экспрессивным идиотизмом», принесла ему огромную популярность. Его Клоун, Асисяй – смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках – задумчивый и лиричный персонаж, чей характер вобрал поэтичную грусть Леонида Енгибарова, философичность Марселя Марсо, человечность и смешную трогательность Чаплина. Появился Асисяй в новогоднем «Голубом огоньке» между 1980 и 1981 гг. с двумя яркими надувными телефонами. Тогда и прозвучал впервые его диалог о любви, об одиночестве, о тоске по человеческому пониманию, о счастье обретения и горечи утраты, который и по сей день ведет герой Полунина с самим собой.

А в 1993 году был создан знаменитый на весь мир шоу-спектакль «SnowShow», который на свое 20-летие получил, наконец, свою официальную кинокопию, причем в 3D формате.

Что сказать про эту бурю, согревающую в самую лютую стужу? Мы привыкли, что клоуны должны развлекать. Но оставьте ржаку Лепре, Лурку и прочим сахарозаменителям Интернета, в этом шоу все по-другому и смех здесь не намерен никого уколоть и проткнуть, вот же он – толстый, мягкий, по-солнечному желтый, пушистый. Этот спектакль обо всем сразу; созданный настоящим Клоуном, он заставляет почувствовать себя все тем же ребенком, какими все мы, скорее всего, были. А иначе и невозможно, пережив за час все: мечты, баловство, безумные приключения, неразделенную любовь и бурю смерти, в которую герой вовлекает всех зрителей без исключения. Сценки метафоричны и универсальны, да так, что нельзя не узнать среди клоунов самого себя. Вот оно, волшебство, которое так грустно таяло в «Иллюзионисте», а вы говорите, что его не существует.

И ей-богу, я всем желаю когда-нибудь оказаться не у компьютера с видео-версией, а на живом выступлении, потому что этот спектакль – чистые эмоции, квинтэссенция, которую необходимо попробовать, чтобы сердце забилось, пластилин души стал мягче, а в руках появились силы и намерения.

_______________________________________________________________________

«Румба», реж. Доминик Абель, Фиона Гордон, Брюно Роми. Франция-Бельгия, 2008.

Фиона и Дом — учителя в сельской школе. Они увлекаются латиноамериканскими танцами, по уши влюбленные друг в друга. По выходным они участвуют в местных танцевальных конкурсах, и полки уже ломятся от всевозможных кубков. Однажды ночью, возвращаясь с очередных соревнований, они попадают в аварию. Их машина врезается в стену, а жизнь летит к чертям. Но черти эти действуют в тон нашей жизни – забавно, смело, абсурдно.

«Румба» — второй из трех фильмов, которые созданы парой Абель-Гордон (а четвертый, судя по Кинопоиску, должен выйти в этом году). Эти эксцентричные ребята создают на экране какой-то невероятный коктейль из, вроде бы, обычных житейских ситуаций. Здесь есть что-то от театра, dance-video, литературы абсурда, комедий имени Чаплина и Китона, от «ДМБ» и «Даун Хауса» (потому что эмоции так же редко оказываются на лицах героев). Фильм доверчивый и веселый, как ребенок, несмотря на черный юмор и трагикомичность происходящего. Красочный, смешной, грустный, красивый, странный – смотрите!

_______________________________________________________________________

«Цвет граната», реж. Сергей Параджанов. СССР, 1968.

Невероятный фильм, а вернее поэтическая кинопритча Параджанова об армянском поэте Саят-Нова, снятая, кстати, на киностудии «Арменфильм» — именно здесь в начале 80-х гг. были сделаны могучие мультики «Три синих, синих озера малинового цвета», «В синем море, в белой пене…» и т.д. Но не будем отвлекаться. Фильм состоит из нескольких миниатюр, которые в целом пытаются показать духовный мир средневекового поэта, историю его любви, отношение поэта к религии, светской власти, народу. При отсутствии обычного литературного монолога все решения автора фильма лежат в чисто изобразительной сфере.

Это кинопоэма, фреска на стене старого храма, вышивка на платье — что угодно, но не фильм в классическом его понимании. Это тягучий и солнечный, как мёд, поток образов, перетекающих друг в друга и направляемых условным делением на главы и цитатами поэта. Актерская игра тут также условна. Фильм предельно статичный, и статика эта проявляется во всем: в певучих движениях героев, в неподвижной камере и долгих планах, в самом восприятии действительности через призму мышления поэта. В общем-то Параджанов тут максимально близко подошел к классическому определению кинематографа: движущиеся картинки.

Это один из киношедевров ХХ века и смотреть его непросто, как непросто воспринимать голый концепт, пусть и виртуозно поданный. Это медитативное кино, зернышко за зернышком собирающее цельный плод.

Добавлю, что новаторская кинообразность Параджанова получила широкое признание во всем мире. Кстати, прямые отсылки к этому фильму содержатся в клипе Мадонны «Bedtime Story».

_______________________________________________________________________

«Стрелочник», реж. Йос Стеллинг. Нидерланды, 1986.

Сюжет фильма основан на романе Жана-Поля Франссенса. В безлюдном месте, где железная дорога соединяет город с югом, живет стрелочник. У него есть все для неприхотливой жизни: работа, маленький садик, игра с механизмами собственного изобретения, посетители — почтальон, машинист и его помощник. Но в начале зимы гармония разрушается. По ошибке около его жилища сходит женщина из города. В силу обстоятельств она вынуждена остаться здесь на целый год. На женщину действуют потрясающая природа и перемены времен года, а на стрелочника и его компаньонов — присутствие женщины. Что из этого вышло – смотрите сами. Это дивная история, где каждый из двух персонажей – Он и Она – открывает друг другу нечто такое, что не смог сделать никто до этого момента. Это удивительно, учитывая социальное положение, характер и внешность этих людей.

Конечно, все это происходит в полной тишине — не в звенящей, а в сосредоточенной на самой себе — Стеллинг признавался, что не любит диалогов, просто их не переносит, заявляя, что не умеет «делать поэтичные диалоги», что его попросту «никогда не интересовали характеры персонажей», что крупные планы героев скажут больше, чем сухие слова из сценария.

_______________________________________________________________________

Если честно, непросто говорить про каждый из этих фильмов — из-за отсутствия явных диалогов, в которых, как в сети, обычно и бьется рыба смысловой нагрузки. Как будто именно из-за этого молчаливое действие обретает невероятную глубину, и при просмотре фильма уходишь в него все глубже и глубже. Недаром сказано, что все истинно великое носит печать тишины. Поэтому — меньше слов, больше смысла, друзья.

0 0 0 0 0

Вконтакте
facebook